Жизнь человеческая чем-то напоминает стежки, которые вышивальщица один за другим кладет на полотно. Из них получается красивый узор, и даже изнаночная сторона у опытной мастерицы получается без узелков, гладкой. Жизнь наша, к сожалению, без узелков редко у кого получается. Каждому судьба в определенные периоды преподносит свои испытания, экзамен на прочность. Оценку выставляет самый строгий, но объективный экзаменатор—время. Любовь Афанасьевна Лысенко экзамен под названием «жизнь» сдала на «отлично».
Зимний вечер длится бесконечно. Многочисленные телесериалы пересмотрены и уже успели порядком надоесть. Много читать не получается, глаза уже не те, что в молодости, быстро устают. А вот вязание и вышивание не требуют остроты зрения, к тому же они настраивают на позитивные мысли, успокаивают. Петелька к петельке из разноцветных ярких клубков получается красивый берет. Стежок за стежком ложатся на полотно, превращая белый холст в живописную картину.
Именно зимними вечерами Любовь Афанасьевна Лысенко имеет возможность заниматься вязанием, вышиванием и шитьем. В дни ее детства и молодости этими видами ремесла умели и занимались практически все девушки и женщины. С наступлением тёплых весенних дней Любовь Афанасьевна с собственноручно связанными носочками, беретками и салфетками иногда выходит на импровизированный мини-рынок на городской улице.
Там, благодаря кружевным салфеткам, воротничкам, и состоялось мое знакомство с мастерицей. Привлекли не только красивые изделия, но и какая-то притягательная сила, исходящая от этой женщины. Возле неё постоянно останавливались люди разных возрастов, разговаривали и отходили с улыбкой на лице. Впечатление такое, что строгая учительница принимает экзамен у своих многочисленных учеников, а они сдают его довольно успешно. Так оно и оказалось: Любовь Афанасьевна учитель более чем с 40-летним стажем, а любезно здороваются и беседуют с нею бывшие ученики.
—Это не бизнес, вяжу и вышиваю я потому, что руки просят работы, это занятие для души. Я поначалу даже стеснялась с носочками и салфетками выходить на улицу, и муж ругал, убеждал, что на прожитие нам хватает пенсии, — как бы извиняется и оправдывается Любовь Афанасьевна за свое «предпринимательство».
Умелые руки однако сослужили не последнюю роль в ее судьбе. После окончания семилетки на выпускной вечер Люба сшила себе такое платье из яркого цветастого ситца, что позавидовали все подруги. В нём девушка поехала из родной Ликовки поступать в Гродненское педучилище. Конечно, платье к поступлению непосредственного отношения не имело. Просто на годы учебы оно оставалось для Любы почти единственным нарядом, поэтому эта обновка и запомнилась надолго. И еще в студенческие годы девушка из обыкновенного куска марли, купленного в аптеке, своими руками сделала красивые занавески на окна, что-то похожее на современный тюль, которым потом восхищались все деревенские соседки. Позже во время учительской практики уже с учениками Любовь Афанасьевна занималась в кружке «Умелые руки».
Тех, чье детство пришлось на военные годы, война практически лишила его. Люба и ее ровесники рано стали взрослыми. В сорок четвертом отец Афанасий Степанович, как и большинство деревенских мужчин, ушел на фронт, оставив дома жену с пятью детьми. Чтобы выжить, взрослым и детям приходилось работать от зари до зари. Отцу благополучно, живым и невредимым, посчастливилось вернуться с фронта. Младший из детей Иван, увидев на пороге солдата, заорал во весь голос: «К нам чужой дядя пришел!» Счастливая мать и старшие дети еще долго объясняли Ванюше, что это с войны вернулся отец.
Но все же война черной краской коснулась семьи Сыч. Правда, случилось это тогда, когда о ней уже стали забывать. Люба училась в Гродно в педучилище, будущее представлялось ей радужным и безмятежным. Но как-то девушке приснился сон: —Сон мне показался каким-то непонятным и странным. Снилось, будто мы с подругами гуляем по городу. И вдруг кто-то сильно тянет меня за платье и отрывает от него клочок. Я безрезультатно пытаюсь прикрыть оторванное. Буквально на следующий день из дома пришло страшное известие: на мине подорвался отец, а с ним еще трое деревенских мужчин. Все они косили на поле вику и случайно натолкнулись на мину. До сих пор перед глазами плывут гробы, в которых хоронили погибших. Случилось это летом 1951 года,— голос Любови Афанасьевны дрожит от грустных воспоминаний.
После окончания педучилища в 1954 году девушка приехала на работу в Мосты Левые, стала работать старшей пионервожатой и параллельно преподавала математику в заочной школе. Тогда молодая учительница не предполагала, что с Мостовщиной её судьба свяжет навсегда. Два года Любовь Афанасьевна работала в школьном отделе райкома комсомола. А когда в 1957 году в Мостах открылся Дом пионеров и школьников, она назначается его директором.
—Дом пионеров и школьников открыли в бывшем тире. Пустые, обшитые темными досками стены, низкие потолки, маленькие окна, никакого оборудования. Но дети потянулись туда с радостью. Кружки были переполнены. Трудно было начинать практически на пустом месте, но интересно. Большую помощь оказывали родители детей, райком комсомола. Дом пионеров тогда был действительно центром воспитательной работы. Кружки вели настоящие энтузиасты своего дела: танцевальный Анна Николаевна Шевчик, хоровой Вадим Николаевич Сенкевич, фотокружок Владимир Петрович Ващило, столярный Николай Матвеевич Рубцевич, Галина Кирилловна Захарова и Мария Ивановна Пецевич -- кройки и шитья, Иван Алексеевич Макаревич -- туристический, — с воодушевление вспоминает Л.А. Лысенко работу в Доме пионеров и тех, кто вместе с ней отдавал свои душу и сердце детям.
Сама Любовь Афанасьевна руководила кружком «Умелые руки», где как раз ей пригодилось умение рукодельничать.После окончания Гродненского пединститута, где училась заочно, Любовь Афанасьевна Лысенко долгие годы работала учителем начальных классов. Скольких девочек и мальчиков она научила грамоте и математике, для скольких стала второй школьной мамой -- не счесть!
Время быстротечно. У тех кружковцев сегодня уже взрослые внуки, у многочисленных учеников, что прошли через руки Любови Афанасьевны, когда она работала учителем начальных классов в СШ №1 и СШ №5 г. Мосты, тоже. Время разметало учеников по свету. Но не бывает бывших учителей. Приезжая по делам в свой родной город, бывшие ученики обязательно стараются навестить свою первую учительницу. С какой любовью и гордостью Любовь Афанасьевна рассказывала мне об успехах и делах! Огорчалась проблемами и неудачами своих учеников... К сожалению, у жизни иногда, в отличие от идеально выполненной искусной мастерицей вышивки, встречаются свои узелки…
Е. ЦЕСЛЮКЕВИЧФото из семейного архива
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад