Права – это то, что дается человеку в момент его появления в этот мир. Нравственно-правовое воспитание начинается с первого дня поступления ребенка в учреждение дошкольного образования, с изучения детей, особенностей их характера, интересов и привязанностей. О том, как изучается тема детских прав в дошкольных учреждениях, мы побеседовали с социальным педагогом ГУО «Ясли – сад №4 г. Мосты» Еленой Николаевной Давыдик.
– Каким образом Вы знакомите детей с такой серьёзной темой?
– В нашем учреждении до-школьного образования проводятся циклы занятий по правам ребенка с воспитанниками старшего дошкольного возраста. Рассказывается о том, что такое право, какие права у них есть, рассказываем о документах, защищающих их права. Заботясь о детях, взрослые написали книгу «Конвенция о правах ребенка», в которой раскрывается сущность защиты прав ребенка, а затем был издан и «Закон о правах ребенка».
– Какое право является главным? И на что дети имеют право?
– Безусловно, важнейшее право, которое имеют все дети на планете, – право на жизнь. На занятиях мы также даем представление о праве на жизнь, уточняем имеющиеся у детей представления и понятия, воспитываем жизнелюбие.
Дети имеют право на имя. Каждый человек после рождения получает собственное имя. Его дают родители. Говорят, что когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребенку. Также мы рассказываем детям, что обозначают их имена, знакомим с ласковыми формами имен, воспитываем уважение к другим людям, содействуем развитию общения между ровесниками.
Дети также имеют право на гражданство, право на семью, право на охрану и укрепление здоровья, право на жилище, право на образование и на игру, право на труд и на отдых, право на защиту, право на равноправие. Все эти занятия по правам с воспитанниками проводятся постоянно. Уже сложилась определенная система.
– С кем на подобные темы Вы беседуете ещё?
- На заседаниях родительского клуба «Успешные родители» мы также говорим о правах ребенка. Беседы проводятся с воспитанниками и законными представителями. Работа нацелена на нравственно-правовое воспитание.
– Что даёт детям изучение их прав?
– Знакомясь с правами, дети учатся считаться с мнением и интересами других людей, защищать слабых, справедливо разрешать возникающие споры и конфликты, адекватно оценивать свои действия и поступки.
Ознакомление с правами человека способствует нравственному становлению личности ребенка, формированию этических представлений, гуманных чувств и взаимоотношений, помогает проявить уважение к себе и другим людям.
В.СТАСЮКЕВИЧ
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад