В древности верили, что каждое пространство обязательно имеет своего хозяина. С таянием льда, появлением листвы, трав активизируются и мифологические персонажи: лесовики, водяные, гаевки. Наши предки считали, что с ними нужно уметь договариваться, иногда опасаться, а временами и задабривать. На Иоанна домовой не просто заявляет о себе, а «куролесит и бесится» всю ночь, не давая спать, пока не запоют петухи.
День 13 апреля особенно почитался женщинами. Они кланялись святому Ипатию, избавляющему от бесплодия и прибавляющему молоко кормящим матерям. Бесплодие для женщин во все времена было настоящим горем. Бездетная должна была спокойно воспринимать самого разного рода дискриминацию по отношению к себе, особенно со стороны родни мужа. Присутствие такой женщины даже на традиционных календарных праздниках считалось недобрым знаком, который мог привести за собой неурожай, уменьшить приплод скота, а то и вовсе навести падеж.
14 апреля — Мария Египетская. День различных воздержаний, особенно для матерей. Они усиленно постились, переходя на одну лишь воду. Поскольку Мария была раскаявшейся грешницей, верили, что она может наставить на путь истинный заблудших сына или дочь.
Как правило, к этому дню уже сходят снега, которые, как говорили в народе, сжигает Мария. Ранней весной наши предки часто испытывали проблемы с пропитанием. Варили борщи из «капусты белай i рэдзькi горкай», что упоминаются в народной песне. Но, видимо, и припасы подходили к концу, заставляя быть «ашчаднымi». По этой причине Марию еще звали в народе «Марья — пустые щи».
Снова домовой напоминал о том, что он в доме не последняя фигура. Говорили, это происходит оттого, что в пост ему не накладывают кашу с куском масла, а все больше пустую. Поэтому домашний дух и начинает чудить: то спрячет нужную вещь так, что найдешь только через полгода, то шумит по ночам, а то и ссору на всех «сямейнiкаў» наведет.
На Марию примечали: если у заборов начнет пробиваться крапива, то и все травы летом будут сильными и сочными, а покос — добрым.
15 апреля, в день преподобного Тита, определяли, каким будет год по урожайности. Наблюдали за состоянием льда на реках и озерах. Считалось, если лед потонет, то нужно быть готовым к самым серьезным трудностям.
Тему паводка, или, как в народе говорили, большой воды, продолжает Никита. Его день приходится на 16 апреля. Считалось, что к этому дню даже в очень холодный год лед должен растаять. Если этого не случится, то клев рыбы будет плохим. День этот редко выдавался теплым, чаще погода была пасмурной. Не зря в народе говорили: «На Мiкiту няма нi зiмы, нi лета».
Приметы
В апреле большая вода — летом большая трава.
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад