Кто больше всех следит за погодой? Помимо сотрудников метеослужб, пожалуй, только дорожники. Ведь кому как не им профессионально важно уловить малейшее колебание ртутного столба ниже отметки нуля, чтобы вовремя отреагировать. Расторопность здесь – гарант безопасности, качества и сохранности жизни населения. Это особенно волнует сейчас, в зимний сезон, когда в любой момент может нагрянуть непогода. Поэтому отправляюсь в коммунальное проектно-ремонтное строительное унитарное предприятие «Гроднооблстрой», дорожное ремонтное строительное управление (ДРСУ) № 208 города Мосты.
Евгений Викторович Рунге - инженер по охране труда и безопасности движения. Он может подробно рассказать о специфике работы дорожной службы, что нам и необходимо. Не спит здесь только работа. Коллектив трудится в две смены. Предусмотрено дневное и ночное дежурство. У каждого при себе - журналы учета погодных условий, расходов заготовки соляной смеси и наличия техники. Дежурные имеют постоянный доступ в интернет, чтобы отслеживать метеоусловия. Правда, как показывает практика, прогнозы часто не сдерживают обещаний. Для этого в каждом кабинете на окнах есть термометры.
- На дежурстве в основном опытные мастера, они не один год в своем деле, отлично знают участки и привыкли к технике, которая за ними закреплена. В случае необходимости, они могут лучше сориентироваться, куда стоит направлять машины в первую очередь, - вводит в курс дела Евгений Викторович.
- Все стабильно и налажено, - дополняет сказанное начальник ДРСУ №208 Сергей Михайлович Горошко. - С материалом и техникой также нет проблем. На каждую единицу машины приходится по два водителя. Кадры у нас старые, проверенные. Стаж людей доходит до десяти – двадцати лет. Если и возникает необходимость в замене сотрудника, это происходит с тем, кто не влияет на производство. А так все «старые волки». Нужно быть готовым к форс-мажору в любое время суток. При появлении первых признаков гололеда мастера сразу выезжают на участки. В первую очередь, где большая интенсивность движения. Как правило, это дальние дороги. Основными же задачами предприятия являются обустройство дорог с установкой вех и щитов до начала зимнего сезона, а также комплекс очистительных меро-приятий.
- Когда дорожники начинают думать о зиме?- В этом году мы приступили к подготовке к зимнему сезону уже с первого октября. В прошлом году были особо бдительны вплоть до апреля, - вспоминает инженер Евгений Рунге.
- Какие дороги обслуживаете и какую используете технику?- За нами закреплены три основных участка: Центральный, Луннен-ский и Куриловичский. На них выделено три трактора МТЗ, три пескоразбрасывателя на базе МАЗа в комплекте с отвалами для уборки снега, три погрузчика и два грейзера. В особо экстренных ситуациях и при обильных осадках приходится прибегать к помощи сторонних организаций: сельскохозяйственных производственных кооперативов (СПК) и животноводческих ферм. Это хорошее подспорье в то время, пока едут машины из ДРСУ.
- Сколько необходимо техники в сложных погодных условиях, чтобы справиться с нагрузкой?- В плохую погоду мы работаем в две смены по шесть человек с тремя МАЗами с пескоразбрасывателями и отвалами. Если нужно очищать дороги, направляем троих погрузчиков. Если только посыпать, то достаточно одного.
- Чем, кстати, покрываете дороги?- Пескосоляной смесью в разном процентном соотношении соли к песку.
- И каковы эти пропорции в мостовском ДРСУ?- На данный момент заготовлено 1739 тонн 50%-процентной смеси. Процент соли может быть и меньшим. Мы часто используем 20-25-процентные. Но, например, для гравийных дорог хватает 5 процентов соли для посыпки. Такого рода смеси в нашем управлении 930 тонн. Что касается дорог с асфальтобетонным покрытием, для них нужна 50-процентная смесь, которой у нас 809 тонн.
Ежегодно в ДРСУ №208 города Мосты разрабатываются инженерные планы на зиму, где осуществляется расчет требуемого количества смеси. На все дороги есть директивные сроки по уборке и посыпке. При этом учитываются показатели прошлых периодов и категории дорог, которые бывают от первой до пятой.
- Мы обслуживаем в основном дороги четвертой и пятой категорий. Но есть один участок третьей категории. Чем выше категория, тем больше требуется времени для уборки. По словам специалиста, чтобы очистить дорогу третьей категории от снега, нужно от восьми до пятнадцати часов. Плюс еще шесть-восемь часов на посыпку. А теперь подсчитайте, какое колоссальное количество времени требуется для дорог высокого качества.
- Как работает предприятие летом, когда нет снега и листьев?- Летом у нас проводятся промежуточные ремонтные осмотры, готовятся техника и базы под хранение соляной смеси, заменяются ножи на отвалах. Как правило, в теплое время года машины заняты на других объектах.
Когда на город опускается ночь, а люди мирно засыпают в своих теплых квартирах, на улицы выходит дорожная служба. Чтобы уже ранним утром горожане и сельские жители смогли комфортно добраться до работы, отвезти детей в детские сады и школы, без неудобств совершить междугородние поездки. Близится зима, и мы не всегда об этом задумываемся. А стоило бы. В. ТРЫНКИНАФото автора
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад