Одна авоська может заменить около 200 одноразовых пакетов.
Директор унитарного предприятия «Фильтр» Белорусского товарищества инвалидов по зрению Ольга Адуцкевич на своем телефоне показывает мне новинки миланской моды: стройные шикарно одетые модели держат в руках... наши авоськи. Европейские модельеры дополнили их разве что непрозрачными вкладышами, чтобы сохранить в тайне содержимое модной сумочки. Моя собеседница рассказывает, что за плетение сеток на предприятии взялись совсем недавно по предложению компании — производителя пищевых товаров с мировым именем. Корпорация задумалась об отказе от полиэтиленовой упаковки: она составляет 10% мирового неутилизируемого пластика. Специалисты стали подыскивать интересные варианты замены. Подсчитали, что одна авоська может заменить около 200 одноразовых пакетов, и заказали опытную партию экзотического товара на заводе, когда-то специализировавшемся на его выпуске:
В Новогрудском филиале нашего предприятия в 1952 году было налажено производство авосек объемом 300 штук в месяц. В 1985 году оно было закрыто. Нам поступило предложение о запуске производства авосек с гарантированной реализацией произведенного товара. За это предложение ухватились, потому что сегодня непросто найти подходящую работу для слабовидящего либо тотально слепого человека — а именно эта категория людей составляет основную часть наших сотрудников.
Восстановить секреты утраченного производства оказалось непросто. В Новогрудке удалось найти только одну женщину, которая почти 40 лет назад, будучи совсем молодой девушкой, плела авоськи. Но и с ее помощью поначалу результат выходил на троечку. То готовое изделие скручивалось в жгут, то узлы разъезжались. Казалось бы: изделие простое, а нюансов при его изготовлении предостаточно. Директор Новогрудского филиала УП «Фильтр» ОО «БелТИЗ» Тамара Подлипская вспоминает, как по описаниям мастерицы создавали производство:
— Нужен был челнок, специальная доска для натягивания и линейка. Кстати, Жанна Ивановна Журко и по сей день остается единственным в стране специалистом по плетению авосек. Поначалу ей казалось, что она уже ничего не сможет вспомнить. Но взяла в руки нитки, и работа пошла.
Работать Жанна Ивановна решила дома, хотя предприятие предлагало оборудовать ей рабочее место на производственной площадке. Не привыкшая к вниманию, она смущенно улыбается и рассказывает, что была уверена — восстановить в памяти технологию плетения уже не получится:
— «Я не вспомню ничего!» — вот что я сказала, когда ко мне пришли с предложением плести авоськи. Но оказалось, что руки помнят. Процесс небыстрый. На одну сетку уходит полтора часа, — Жанна Ивановна растягивает сетку по поверхности стола. — Здесь 540 ячеек. Каждая отмеряется линейкой, чтобы получались одинаковыми. В день выходит штук пять. Плету так же, как и почти 40 лет назад, только тогда нитки были синтетические, а сейчас — натуральные. И тогда цвет у авосек, помню, рябенький такой получался: сине- и зелено-белый. Сейчас — чистобелый.
Для изготовления этой экологичной упаковки используется только натуральная хлопковая нить. На предприятии было принято принципиальное решение: не автоматизировать процесс плетения. Сейчас идет проработка развития бренда, задумываются применение нового вида ручек и изготовление непрозрачных вкладышей. Пробная партия из 300 традиционных сетчатых сумок уже ушла основному заказчику, сейчас заинтересованность выказывают и другие потребители — крупные торговые сети.
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад