Заря над Неманом Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио
АктуальноСоциумОбщественная жизньНовости МостовщиныЧто? Где? Когда?Люди нашей МостовщиныЛюди нашей Мостовщины

Мы защищали звание Человек

Мы защищали звание Человек27 января 2024 — 08:30

80 ЛЕТ НАЗАД 27 ЯНВАРЯ 1944 БЫЛА СНЯТА БЛОКАДА ЛЕНИГРАДА.

Это был один из самых трагических этапов Великой Отечественной войны. Мужественные жители города стойко выдержали 872 дня, в течение которых сообщение с остальной страной поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху.

Среди жителей нашего района многие могут вспомнить участницу тех суровых событий Лейтан Александру Григорьевну. Александра Григорьевна приехала в наш район уже в послевоенный 1958 год по месту работы мужа, тоже ветерана Великой Отечественной войны Владимира Станиславовича, и всю свою трудовую деятельность в Мостах посвятила работе в средней школе №1 (теперь это гимназия №1). Работала учителем физики, организатором по внеклассной и внешкольной работе, заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Это была моя любимая школьная учительница, а ещё я училась в одном классе с одной из трёх дочерей Александры Григорьевны. Именно поэтому наша дружба и тёплое общение продолжалось и после окончания школы, многие годы я была частым гостем в их доме, мы много общались. Я всегда с замиранием сердца слушала о тех испытаниях, которые пришлось перенести в жизни. И, конечно же, чаще всего это были воспоминания о войне. А совсем недавно одна из дочерей переслала мне записанные в школьную тетрадку воспоминания мамы.

Александра Григорьевна пишет, что о начале войны она узнала в университете, готовясь к экзаменам. Началась мобилизация в армию и формирование отрядов по строительству оборонительных сооружений на дальних подступах к Ленинграду. Факультет, на котором училась Александра Григорьевна, был направлен для рытья окопов и противотанковых рвов в район Гатчино. Работали в условиях, приближенных к боевой обстановке. По несколько раз в день совершали налёты немецкие самолеты, бомбя и обстреливая район работ. Там она увидела первых раненых и убитых.

По воспоминаниям Александры Григорьевны, создание строительных отрядов сыграло большую роль в обороне города ими было построено 626 км. противотанковых рвов, 15 тысяч ДОТов и ДЗОТов, километры баррикад. Были заминированы заводы, мосты и общественные здания, перекрыты дороги, подходящие к городу.

После прорыва нашей обороны южнее Пскова 10 июля начались кровопролитные бои на Лужском направлении, строительные работы были свёрнуты, занятия в университете отменены, проходила запись в ополченческие отряды, куда записалась и Александра Григорьевна. С ними велись занятия по военной подготовке, учились стрелять из боевой винтовки, бросать гранаты и бутылки с горючей смесью. Изучали также правила борьбы с зажигательными бомбами, противохимической защите и оказанию первой медицинской помощи. Александра Григорьевна рассказывала, как по ночам дежурила на постах противовоздушной обороны, обезвреживая зажигалки, сбрасываемые немецкими самолётами во время бомбёжек. Из отряда народного ополчения она была направлена на курсы медсестёр, которые окончила в ноябре и была призвана в Советскую армию для работы в эвакогоспитале, в котором проработала до октября 1944 года.

С наступлением зимы сокращались нормы отпуска хлеба и продовольственных товаров. Суточная норма хлеба для рабочих составляла 250 гр. мяса, крупы и сахара – по 50 гр., жира – 20 гр. Для служащих и иждивенцев ещё меньше. Трудно даже представить, как можно было выжить в этих условиях. Хлеб и продовольственные товары были низкого качества, выдавались с перебоями.

С приближением морозов люди остались без воды, тепла и электричества, остановился городской транспорт, город погрузился в темноту. Беспрерывные бомбардировки и методические обстрелы из тяжёлых дальнобойных орудий разрушали жилые дома и производственные помещения, пылали пожары. Но город жил и работал, предприятия города были переведены на производство военной продукции. Фронт получал военную технику и боеприпасы, обмундирование и амуницию. Наступившие холода, недостаток пищи и постоянное нервное напряжение изнуряли людей. Исчезли шутки и смех, люди стали озабоченными и суровыми, передвигались медленно, часто останавливались. Некоторые не доходили до дома, умирая на улице. Но никто не роптал и не жаловался, люди верили в победу и победили. Самая большая смертность была с декабря 1941 до февраля 1942 года, ежедневно от голода умирало до 3 тысяч чел. Умерших некому было хоронить, мертвецов завёртывали в простыню или одеяло и их потом с улицы забирали специальные похоронные команды и хоронили в общие могилы.

За время блокады умерло от голода 632 тысячи ленинградцев. Александра Лейтан с прискорбием писала, что в эти дни умер и её брат Сережа, который был учащимся ремесленного училища, а также и другие родственники. Вспоминая об этом, она всегда плакала. Сохранилась совместная с братом довоенная фотография.

Александра Григорьевна всегда говорила, что подвиг ленинградцев никогда не померкнет, он зовёт и будет звать многие и многие поколения множить славу своей Родины. Нельзя фальсифицировать историю Великой Отечественной войны, принизить роль Советского Союза, его Вооружённых Сил в разгроме фашистской Германии и её союзников. «Мы защищали не только жизни, но и само звание Человек, которое хотел отнять у нас фашизм», – написала Александра Григорьевна в своих воспоминаниях.

Ирина СЕРЕБРОВСКАЯ


Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».


Назад
Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио