20 сентября 1944 года в состав Гродненской области БССР был включён Мостовский район. До этого он находился в Барановичской области. В состав вновь образованной области вместе с нашим входило ещё 14 районов: Берестовицкий, Василишковский, Волковысский, Вороновский, Гродненский, Желудокский, Зельвенский, Лидский, Порозовский, Радунский, Свислочский, Скидельский, Сопоцкинский и Щучинский.
А образован Мостовский район был в довоенное время, 15 января 1940 года, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета БССР в составе Барановичской области. На его территории находилось 11 сельских Советов: Мостовский, Микелевщинский, Мальковичский, Песковский, Самуйловичский, Куриловичский, Озёрковский, Милевичский, Струбницкий, Рогозницкий и Белавичский.
После включения района в состав Гродненской области начались работы по восстановлению промышленных предприятий, автомобильного и железнодорожного транспорта, жилищно-коммунального хозяйства. В первые послевоенные годы были построены два кирпичных завода в деревне Белавичи, а в деревне Пески – маслосырзавод республиканского значения. К 1949 году была завершена реконструкция лесозавода и фанерного завода, где был освоен выпуск новой продукции.
В этом же году Мосты были преобразованы в городской посёлок.
Вторая половина 50-х годов ознаменовалась успехами в развитии сельского хозяйства Мостовщины. Приток в колхозы грамотной молодёжи и более рациональное использование техники содействовали повышению урожайности и подъёму животноводства.
В это время произошло знаменательное событие: 22 июля 1955 года Мосты стали городом.
Долгое время в Мостах два деревообрабатывающих предприятия - фанерный и лесопильный заводы – существовали самостоятельно. В 1958 году заводы объединились. Образовалось новое предприятие – Мостовский фанерно-деревообрабатывающий комбинат (ФанДОК). Был разработан генеральный план-проект развития и застройки города на 30 лет. Осуществление плана началось с создания административно-общественного центра. В 1972 году был спроектирован и построен «Мостовдревом» единственный в республике большепролётный пешеходный мост оригинальной конструкции. Идея его возведения принадлежала руководителю предприятия Евгению Радкевичу.
В 1974 году восстановлен автодорожный мост через Неман, связавший центр города с его левобережной частью.
Успешными для развития района стали 80-е годы. За достигнутый рост урожайности, повышение производства продукции сельского хозяйства по итогам работы в 1982 году Мостовский район был награждён тремя переходящими Красными Знамёнами ЦК КПБ, Совета Министров БССР и ЦК ЛКСМБ. В 1986 году Указом Президиума Верховного Совета Белорусской ССР за успехи в социально-экономическом и культурном развитии город Мосты был награждён Почётной грамотой.
Сегодня Мостовский район - это полноправный субъект хозяйствования Беларуси. Ведётся новое строительство и ремонт зданий, благоустраиваются улицы и дворы. На территории района действуют шесть промышленных предприятий: ОАО "Мостовдрев", СООО "Байдимэкс", ОАО "Мотекс", ОАО "Рогозницкий крахмальный завод", коммунальное производственное унитарное предприятие "Мостовская сельхозтехника", ОАО "Мостовский ремонтный завод". Все предприятия обеспечивают высокие темпы роста. Продукция, произведённая на Мостовщине, поставляется в 29 стран мира.
Успешно развивается агропромышленный комплекс Мостовщины. Из года в год район достигает высоких показателей в развитии сельского хозяйства и является одним из лучших в Гродненской области. Наибольший вклад в развитие аграрного сектора вносят ЗАО «Гудевичи», ОАО «Черлёна», филиал Дубно ОАО «Агрокомбинат «Скидельский», КСУП «Имени Адама Мицкевича».
С. ЗВЕРОВИЧ
Фото Д. ПОЛУБЯТКО
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад