В последнее время мостовскую полуторку стали видеть на улицах Гродно.
– Мне нравится с семьёй бывать на больших праздничных мероприятиях в Гродно, – рассказал мостовчанин Николай Пецевич. – Есть и самому что посмотреть, и детям показать. Не раз видел, как колонну автомашин-ретро открывает полуторка. Она вызывает изумление у зрителей. Не мостовская ли это машина, что стояла в райсельхозтехнике вместе с трактором? Когда-то мы с женой Еленой сделали там свадебные снимки. Это посоветовал нам её отец, работавший в райсельхозтехнике. Так поступали и другие мостовские молодожёны. Понятно, что судьба этой автомашины мостовчанам небезразлична.
– Да, это та самая полуторка, – говорит директор Мостовской сельхозтехники Сергей Рудяк. – Мы её передали областной сельхозтехнике, она – городу Гродно. Вот и открывает эта машина праздничные шествия. Она ехала первой на недавнем открытии реконструированного моста по улице Поповича, а также совсем недавно в мае, на День Победы. Полуторка исправна, может ездить, наши мастера когда-то её отремонтировали. Но в Мостах она просто стояла как музейный экспонат. Пусть радует многочисленных жителей нашего областного центра.
– Откуда она появилась?
– Она когда-то работала в Белавичской машинно-тракторной станции. Затем в Песках в 1956 году была построена ремонтно-техническая станция. А когда РТС была преобразована в Мостовскую райсельхозтехнику, по-прежнему оставалась у нас. По инициативе бывшего директора Василия Володося была отремонтирована и напоминала о нашей истории, которая начиналась с Белавичской МТС. Хранилась у нас на предприятии, иногда выезжала на различные мероприятия в Минске.
Я сфотографировал полуторку на стоянке у административного здания в сельхозтехнике. Тогда ещё не знал, какой путь в историю она проложит.
Мне подумалось: какие квалифицированные и умелые руки были у работников сельхозтехники. Сколько усилий когда-то приходилось тратить тому же водителю машины ГАЗ-АА, чтобы она была на ходу!
К сожалению, нет музея в сельхозтехнике, и мы не знаем, кто трудился на той полуторке, кто её восстанавливал. Но известно, что когда-то разработанный инженерами Горьковского автозавода этот грузовик стал самым массовым в Советском Союзе. Он полюбился водителям за простоту конструкции и надёжность, его сборка не требовала высокой квалификации, а ремонт легко можно было провести в полевых условиях. Этой простой и надёжной машине суждено было пройти все героические испытания, выпавшие на долю советских людей. Выдержал грузовик и тяготы Великой Отечественной войны. Его мы знаем по фильмам той поры. Полуторка стала таким же символом войны, как танк Т-34, «Катюша» и трёхлинейка. Именно поэтому эта машина открывала шествие в День Победы в Гродно.
Станислав ЗВЕРОВИЧ
Фото автора
Оперативные и актуальные новости в нашем Telegram-канале
Подписывайтесь по ссылке
#автомобиль #Мостовщина
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад