В 1987 году парень из Мостов, только окончивший вторую школу и начавший работать на «Мостовдреве», был призван в армию и попал служить в Афганистан. Мы разговариваем с Сергеем Тарасевичем о перипетиях его службы, о том, какой след оставил Афганистан в душе, как повлиял на дальнейшую жизнь.
-Когда меня призвали в армию и завезли служить в учебку в Фергану, понял, что Афганистана мне не избежать,- расссказывает Сергей Геннадиевич.- В учебном подразделении готовили нас на водителей КамАЗов и другой грузовой техники. Через несколько месяцев и действительно оказался в Афганистане в провинции Пактия. Там в городе Гардез к югу от Кабула находилась 56-я отдельная гвардейская десантно-штурмовая бригада. Здесь была одна из военных баз ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Задачей нашей было обеспечение продвижения советских войск в центральные и южные районы Афганистана. Боевые действия бригада вела в Баграме, Ханабаде, Алихейле и других городах. В бригаде была на то время хорошая бронетехника – БМП-2Д и БТР-70, которую не пробивали пулемёты душманов. Сначала были и танки, но в горах от них пользы немного, они стояли в основном на блок-постах и использовались для артиллерийской поддержки. В декабре 1987 года 56-я отдельная гвардейская десантно-штурмовая бригада принимала участие в операции «Магистраль». В начале 1988 года с успехом провела операцию «Барьер». Тогда наши десантники перекрыли душманам караванные пути из Пакистана. Но мне особенно запомнилось участие в крупной войсковой операции по деблокированию стратегического шоссе Гардез – Хост.
Сергей Тарасевич выполнял свои обязанности водителя. В рейсы доводилось выезжать часто: и воинским частям, и населению требовались сотни тон различных грузов. Их забирали из районов, прилегающих к СССР, и везли в глубь страны. Были боеприпасы, продовольствие, строительные материалы, медикаменты для воинских частей, а были и различные товары первой необходимости, а также соль, спички, сахар, одежда для мирного населения. Трудно перечислить всё то, что он перевёз.
Не раз по грузовикам стреляли душманы. И не всегда безрезультатно, хотя и охранялись хорошо воинские колонны. Но в горах опасность всегда подстерегает. Кабину КамАЗа в оплавленных дырах от пуль, а иногда и от осколков мин забыть невозможно. Может потому и не сел Сергей после армии за руль автомашины, что видел такое.
В начале 1988 года узнали, что подписаны Женевские соглашения о политическом урегулировании положения в Афганистане и СССР обязался в девятимесячный срок вывести свои войска. А уже в июне этого же года солдатам и офицерам сообщили, что бригаду переводят в Советский Союз. Радостное настроение охватило всех: выполнили свой долг и остались живы. Но важно было уйти из Афганистана так, чтобы не подвергнутся обстрелу и не допустить потерь. Всю ночь готовились к выступлению, а когда из-за гор показались первые лучи солнца, двинулись в путь. Все были в напряжении. Оно немного спало, когда переехали тот самый железнодорожно-автомобильный мост через Амударью в Узбекистане длиной почти километр, что часто показывают по телевидению.
Дослуживал в Туркмении, куда была выведена 56- ДШБ, а затем вернулся в Мосты. И опять пришёл на «Мостовдрев» где работает и теперь. Сергей Геннадиевич трудится станочником в лесопильно-деревообрабатывающем цехе.
-Сергей Тарасевич – хороший работник и прекрасный семьянин,-охарактеризовала его заместитель генерального директора Ольга Юрьевна Говорова.
-Вспоминается ли Афганистан через более чем тридцать лет?- спросили мы у Сергея Геннадиевича.
-Конечно, вспоминается,- ответил он.- «шурави» (советские воины) были врагами для душманов, но большинство населения относилось к нам уважительно. Благодарили за доставленные грузы. Ну и опыт жизни в сложных условиях тоже многому научил.
С.ЗВЕРОВИЧ
Фото автора
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад