День защитников Отечества и Вооружённых Сил является праздником для всех, кто хоть когда-то носил или носит погоны. Ведь именно армии суждено было сыграть решающую роль в становлении и сохранении государственности страны. О годах службы, о том, какую роль сыграли они в жизни, чем запомнились, мы попросили рассказать мостовчан.
Александр СТАРОВОЙТОВ,
директор СШ №2 г. Мосты:
– Я проходил воинскую службу в 1986–1988 годах в войсках Противовоздушной обороны СССР. Вначале прошёл подготовку в учебном подразделении в городе Электросталь Московской области, где получил специальность связиста, затем служил в Ногинске. Наша часть обеспечивала противовоздушную оборону столицы, а мы, связисты, безупречную секретную связь. Дежурства проходили на командном пункте, оборудованном глубоко под землёй. Запомнилось, как однажды обеспечивал связь с Байконуром.
Служба мне многое дала. До сих пор храню голубые погоны старшего сержанта с нашивками, медаль «За отличие в воинской службе». Вспоминаю порядок, дисциплину, воинское братство, взаимовыручку, свои навыки младшего командира. Горжусь, что в моём подразделении русские, грузины, литовцы, азербайджанцы, украинцы и представители других национальностей с разным менталитетом, культурой, обычаями, характерами жили одной семьёй. Общение с ними обогатило кругозор, расширило внутренний мир.
Игорь ГЛОД,
председатель Лунненского сельсовета:
– Меня призвали в Военно-морской флот после окончания первого курса Брестского инженерно-строительного института в 1985 году. Тогда отсрочек от армии не было. Служил три года. В городе Ломоносове окончил учебку, получил специальность радиометриста дальнего воздушного обнаружения и был направлен на Черноморский флот на крейсер «Жданов». Поначалу было тяжело. Но со временем успешно освоил воинскую специальность, было присвоено звание старшины 1 статьи.
После армии вернулся в институт. Через год на каком-то мероприятии у одного студента увидел на руке наколку «Крейсер «Жданов». Оказалось, что парень служил на корабле в одно время со мною, а не увиделись. На крейсере одновременно находилось до тысячи моряков, у каждого была своя задача. Вот где высокая организованность и дисциплина, ответственность и порядок!
Прошли годы, но служба на флоте всё так же остаётся в памяти. В 2013 году не удержался и поехал в Севастополь на Военно-морской праздник. К сожалению, моего корабля уже не было в строю. Но память о флотской службе остаётся. Я рад, что мой сын Евгений отдал предпочтение армии. Он служит по контракту в Пограничных войсках.
Геннадий ПЕТРОВИЧ,
директор Песковской средней школы:
– Я служил в 1985-1987 годах во Внутренних войсках в Казани. Мы осуществляли охрану пенитенциарных учреждений, выполняли конвойные функции, даже пришлось выполнять роль миротворцев на армяно-грузинской границе. Бригадой командовал полковник Руслан Аушев, Герой Советского Союза, ветеран Афганской войны, впоследствии первый президент Ингушетии. У него и многих других офицеров-афганцев было чему поучиться. В части доминировали дружба, выручка, воинское братство, хотя служили чеченцы, украинцы, грузины, латыши и представители других наций. Всем делились по-братски. Я там впервые попробовал восточные блюда, узбекские лепёшки, башкирский мёд, тульские пряники и ещё много чего.
Я говорю своим детям и ученикам: «Суровые условия службы нас закалили, сделали настоящими мужчинами. В сложной ситуации далеко от дома не попросишь помощи у родителей, необходимо было всё решать самому. Это теперь мама приедет к солдату и привезёт домашней выпечки. Правда, время сейчас другое. Но служба – всегда хорошая школа для юноши».
Александр ГЛАЗКОВ,
ветеран труда:
– Я служил на Северном флоте, за Полярным кругом. Туда добирался редко кто из мостовчан. Помимо того что гористая местность, так был ещё крановщиком башенного крана. В воинской части меня пристально врачи обследовали, покрутили на центрифуге и послали учиться в 470-й учебный комбинат. Я и в мыслях никогда не представлял, что буду машинистом башенного крана. Но служба есть служба, долг есть долг. Выдержал установленные испытания с оценкой «отлично» и получил квалификацию «машинист башенного крана БК-370». В Североморске солнце во время полярной ночи вообще не поднималось з-за горизонта. Весной тоже холодно, лето короткое, солнечных дней мало.
Вы представляете молодого парня в кабине башенного крана на высоте 30 метров во время свирепых ветров, дующих в Заполярье постоянно?! И какая ответственность нужна, прежде чем прикоснуться к кнопке управления. А приходилось строить военные объекты: ангары, завод атомных подводных лодок и другие. В кабине крана на высоте было холодно, сложная работа изматывала, но находил в себе силы ещё быть активным воином-комсомольцем. Годы службы закалили, помогли в дальнейшей жизни, и я навсегда сохранил награду, полученную в Заполярье, – нагрудный знак «Отличник военного строительства».
Станислав ЗВЕРОВИЧ
Фото автора и из личных архивов героев
Оперативные и актуальные новости в нашем Telegram-канале
Подписывайтесь по ссылке
#служба #армия #Мостовщина
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад