Мосты – город мостов. На протяжении каких-то десяти километров их расположилось пять: четыре через Неман и один через Зельвянку. Все они играют большое значение в развитии экономики района и развитии туризма.
Первые мосты в нашей местности начали строить в начале прошлого века. В 1906 году здесь проложили железную дорогу и одновременно возвели железнодорожный мост. Он был деревянным, сохранилась ещё старая насыпь тех времён. Поезда по мосту пошли с 1 января 1907 года.
А в начале 20-х годов прошлого столетия был построен и автомобильный мост. Он связал местечко Зельвяне с посёлком Мосты Фабричные. К этому времени недалеко от деревни Занеманск был построен завод по производству фанеры братьев Конопацких. В местечко Зельвяне люди по выходным спешили на рынок, а в Мосты Фабричные по будним дням из левобережья шли трудиться на фанерный завод.
Одновременно ещё один автомобильный мост был построен на Немане и связал Правые и Левые Мосты. Всё это придало импульс развитию экономики нашего края.
Во время Великой Отечественной войны оба моста были разрушены отступающими частями Красной армии. Железнодорожный мост был возведён сразу после войны специальным мостостроительным отрядом из России, который дислоцировался в деревне Занеманск, а в 1974 году появился автомобильный мост, который возвели белорусские мостостроители. Последний смонтировали на старых опорах. До этого через Неман действовал пантонный мост, который разводили во время ледохода.
Так что первые крупные мосты в нашей местности были построены свыше ста лет назад. И если два из них реконструировали в советское время, то мост в Правых Мостах имеет уже столетнюю историю и находится на пределе своего срока эксплуатации.
– Осенью этого года начнётся строительство нового моста в Правых Мостах, – сообщил заместитель председателя Мостовского райисполкома Михаил Жук. – Будет он находиться рядом с ныне действующим. Новый мост будет автомобильным, старый станет пешеходным.
А вот что рассказал главный инженер РУП «Гродноавтодор» Александр Марцулевич:
– В прошлом году во время посещения ОАО «Стеклозавод «Неман» Глава государства поручил как можно быстрее восстановить 12 проблемных мостов на республиканских дорогах. В Гродненской области возведение двух новых мостов возле агрогородков Белица и Правые Мосты начнётся уже в нынешнем году. Именно они вошли в этот список.
По мосту в Правых Мостах проходит республиканская дорога Р-41 Слоним-Мосты-Скидель -граница Литовской Республики (Поречье). Поэтому он так важен.
– А в целом, этот мост в Мостовском районе – уникальный объект, который считается памятником инженерного искусства: железные фермы моста крепятся заклёпками, как на кораблях. Он строился несколько лет и был введён в эксплуатацию в 1939 году. Однако мост, уцелевший под бомбёжками немецкой авиации во время войны, сегодня является узким местом в прямом смысле слова. По нему организовано только однополосное движение транспорта в реверсивном режиме. Поэтому старый мост оставим как историческую ценность, – продолжает Александр Марцулевич, – и сделаем его пешеходным, а рядом построим современный железобетонный, соответствующий всем требованиям безопасной эксплуатации. Мы понимаем, что тенденции к уменьшению грузоподъёмности уже не будет. При строительстве применим хорошо себя зарекомендовавший метод надвижки, когда сборка идёт на берегу, а потом пролётные строения длиной 80 метров (стандартные – 33 метра) просто надвигаются. Это делается для обеспечения навигации на реке Неман.
Визитная карточка города – подвесной мост. Он был построен в 1972 году. В середине 90-х подвесной мост пережил реконструкцию, тогда заменили деревянный настил, сделали новые перила, поменяли тросы. Несколько лет назад был проведён его ремонт.
Станислав ЗВЕРОВИЧ
Фото автора
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад