Начало нашему городу дали два известных в Принеманье населённых пункта: местечко Зельвяне, возникшее в XVII веке, и деревня Занеманск. Оба этих населённых пункта находились на берегах рек, откуда и получили название.
В местечке Зельвяне были улицы Зельвянская, Белавичская (теперь 1-е Мая), Песковская, Зареченская, Рудавская, Садовая и Горная. Местечко Зельвяне было известно в округе своими ярмарками, а также пристанью. Находился в местечке и усадебный дом помещика. Был построен и работал крахмальный завод. В память о том событии осталось название переулка, где он размещался, -- Крахмальный, и часть оборудования.
А вот в деревне Занеманск была одна улица. Но очень длинная. Её жители занимались как сельским хозяйством, так и сплавом леса. Отсюда фамилии Плытник, Стырник.
И Зельва, и Зельвяне когда-то принадлежали Сапегам. В Зельве был знаменитый Анненский кирмаш, в Зельвянах -- тоже кирмаш, только поменьше. Из Зельвы трудно было до-ставить товары в Кенигсберг (Крулевец) и Вильно. Из Зельвян это было сделать просто: здесь проходил из Волковыска на Щучин старый королевский тракт по суше, протекал Неман, по которому и сплавлялось большинство грузов в богатые города Балтийского побережья по воде. Была в Зельвянах и пристань.
Местечком после Сапегов владел Крживицкий, а последним помещиком, чей белый дворец стоял на берегу Немана, был Качковский. Он удивлял местных жителей в довоенное время своей ездой на немецком автомобиле. В послевоенное время в имении была школа. В 1966 году школу построили новую, и дворец остался без хозяина. Так и стоял он до середины 80-х годов, потом его разобрали. Сохранилась часть деревьев, окружавших поместье, да работный дом с конюшней.
Если бы это имение в старом парке на берегу Немана сохранилось, как в Правых Мостах, где была школа, его можно было бы отремонтировать, разместить там районный музей и центр ремёсел, реконструировав часть старой пристани, поставив туда старинную баржу -- вот был бы туристический объект!
Я помню, как в 80-е годы, когда по Неману плавала от Мостов до Гродно «ракета» на подводных крыльях, как был востребован этот маршрут. «Ракета» шла до Гродно долго -- 2,5 часа, ехать приходилось дольше, чем на поезде или автобусе, но зато какая экзотика!
От Зельвян до Занеманска и обратно многие десятилетия ходил паром. Особенно интенсивное движение началось после строительства железной дороги и станции Мосты, а затем лесопилки купца Каминара и фанерного завода братьев Конопацких. Тогда и деревня Занеманск получила своё развитие. До этого местным девчатам престижно было выйти замуж в более богатые Дубно или Правые Мосты, а потом стало наоборот.
Род занятий местных жителей обоих населённых пунктов в начале прошлого века изменился. Они становились деревообработчиками, железнодорожниками. Но по-прежнему умели сплавлять по Неману плоты и различные грузы.
С. ЗВЕРОВИЧНа снимках: в Зельвянах и Занеманске прошлое соседствует с настоящим. Зельвяне стали левобережной частью города Мосты, а Занеманск -- улицей Занеманской. Снимок дворца Качковского редакции представил для публикации музей «Лес и человек». А вот работный дом рядом с дворцом сохранился почти без изменений. На том месте, где было имение, и сейчас в левобережье многолюдно: здесь размещаются магазины торгового центра. В нижней части страницы снимки с улицы Занеманской. В послевоенное время благодарные жители поставили памятник погибшим землякам: фигуру воина со знаменем. Затем памятник был реконструирован -- появилась стела. Там, где теперь находится предприятие «СтройЛэнд», сохранилась часть зданий бывшей лесопилки купца Каминара. Фото автора
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад