В музыку её привела сама судьба, послав в её жизнь череду событий и случаев, которые чётко определяли дальнейший путь и вели в вы-бранном направлении. Даже несмотря на то, что родные пророчили ей стать медиком, а учитель химии не видела её никем, кроме своей последовательницы, она не смогла устоять перед очарованием прекрасного мира искусства. И в итоге, нашла себя в нём. Сегодня, если вывесить все грамоты, дипломы и благодарности директора Мостовской детской школы искусств Анны Васильевны Плишань на стену её кабинета, то там не хватило бы места. Но самой важной и дорогой из них стала Президентская награда – нагрудный знак «За вклад в развитие культуры Беларуси».
Под звуки старинного рояляУютная комната. Лёгкий свет лучей заходящего солнца проникает в неё. Тяжёлый трудовой день окончен. На очередной семейный литературно-музыкальный вечер собрались все родные, пришли близкие друзья. Играет старинный рояль – большая редкость в то время. Восьмилетняя Анна с упоением внимает волшебным звукам, которые извлекает из инструмента тетушка Елизавета Августовна. Как она мечтает играть также прекрасно! Как ей близко всё то, что она слышит и воспринимает!..
В такой располагающей атмосфере росла у Анны большая любовь к музыке, которую понимали и всячески поддерживали родители Василий Петрович и Нина Михайловна. Будучи всё время заняты нелёгким трудом, всё же не упускали возможности для творчества. Отец хорошо играл на балалайке и красиво танцевал, мама пела в церковном хоре. Музыкальные способности рано проявились и у Анны, а главное, она отлично понимала, чего жаждет её душа, и ещё со школы начала готовить себя к этому поприщу.
Сначала девочка поступила в музыкальную школу, где стала заниматься у Николая Петровича Невгеня по классу баяна. Музыкальная наука давалась ей без особых сложностей, а главное, заполняла всё её естество. Поэтому и неудивительно, что позже она освоила ещё и все струнные народные инструменты.
Создать оркестр во что бы то ни стало!А судьба продолжала вести её своей дорогой. Как того и хотела, Анна поступила в Гродненское музыкально-педагогическое училище на музыкальное отделение. Окончила его с высокими баллами в числе лучших студентов. По распределению попала в Щучин, именно там она и создала свой первый мини-оркестр. Потом вышла замуж и вернулась на малую родину в Мосты. Параллельно с работой она училась заочно в ГрГУ им. Я. Купалы на факультете музыки и пения.
Здесь, в школе искусств, она практически без остатка посвятила себя любимому делу и продолжила упорно трудиться над осуществлением своей мечты – созданием оркестра народных инструментов.
Она своего добилась. Вначале коллектив включал в себя и взрослых, и детей. Потом он разделился. Благодаря упорной работе и целеустремлённости музыкантов и их руководителя, через несколько лет взрослый оркестр защитил звание народного самодеятельного коллектива. Детский также получил звание образцового коллектива оркестра народных инструментов. Оба состава неоднократно становились победителями и лауреатами многих конкурсов. Взрослый оркестр существует до сих пор.
Семейный творческий союз, или точка соприкосновенияВ 1986 году Анна Васильевна становится директором школы искусств. Работа начинает отнимать всё больше времени. Но энергичной женщине с горящим взглядом хватает сил и на руководство, и на творческие проекты.
- А как же Ваши домочадцы? – интересуюсь у Анны Васильевны, - как они воспринимают Вашу постоянную занятость?
- Вы знаете, было бы намного труднее, если бы не их поддержка и понимание. Бывало, допоздна пропадала в школе, работала практически без выходных. Тогда муж и дети хлопотали дома по хозяйству, и я была уверена, что всегда могу на них опереться.
Вот что такое союз людей, увлечённых искусством. Вот в чём кроется секрет взаимопонимания между членами семьи. Чем больше у них точек соприкосновения, тем легче им понять друг друга. В семье Анны Васильевны самая большая такая точка – музыка. Муж Борис Григорьевич – баянист, концертмейстер мужского хора, он тоже работает в школе искусств. Рядом с родителями трудятся и дети. Алла Борисовна – пианистка, Борис Борисович – скрипач, а также он хорошо владеет игрой на гитаре.
Когда были популярны конкурсы самодеятельности, этот талантливый семейный коллектив принимал участие в республиканском фестивале семейного творчества, где был удостоен почётной награды.
Гордость наша – ученикиШкола искусств всегда тепло и радостно встречает своих бывших учеников. Они часто заходят сюда, с лёгким волнением прогуливаются по знакомым коридорам и заглядывают в классы, где когда-то постигали музыкальную грамоту. Они приходят, чтобы поздороваться, побеседовать со своими преподавателями, поблагодарить их или попросить совета, и никогда не отказываются принять участие в концертах родной школы...
Её ученики… Для неё они все лучшие, они все талантливые. Анна Васильевна вкладывала в каждого ребёнка всю душу, зажигая в их сердцах ещё большую любовь к музыке. Многие из них пошли по её стопам. Она помнит их всех и очень ими гордится. Это Андрей Плоцкий, который в последующем стал врачом, но продолжил развиваться творчески, он и сейчас искусно владеет гитарой и баяном, сочиняет музыку. Это Анна Хандога, Александр Мацуль, Светлана Спас, Алла Касач, Дарья Дужик, Елена Бич, прекрасные педагоги и музыканты.
Как директор, Анна Васильевна не может не радоваться успехам и всех учеников школы в целом. У неё горят глаза, когда она говорит о Татьяне Рудяк, Иване Филипчике, Ольге Плотниковой, Юлии Кислой, Павле Желкевиче, Яне Жвирбле, Анастасии Васюк, Фаине Буряк, Анне Храпко, Марине Машковой, Валентине Лукашук, Алёне Томуль и других воспитанниках школы.
В искусстве сухость не приемлема- Анна Васильевна, существует мнение, что с творческими людьми тяжело ужиться: они часто мучаются депрессиями, потому что гиперчувствительны и, вообще, не такие, как все. Вы с этим согласны?
- С тем, что они очень чувствительны и не такие как все, согласна. Но не депрессивные. Ведь музыка, да и любой другой вид искусства возвращают на круги своя, помогают человеку жить. Конечно же, такие люди слишком эмоциональны. Но если эмоции применять в работе, направлять в созидательное русло, то результат будет блестящим. Сухость в искусстве не приемлема. Я очень рада, что рядом со мной работает так много творческих личностей. Это замечательный коллектив одарённых, талантливых людей, которым я очень благодарна за поддержку и вдохновение. Я, безусловно, счастлива, что жизнь моя сложилась так, а не иначе, что судьба подарила мне такую замечательную профессию.
О. КОНДРАТОВИЧ
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад