Министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей опубликовал статью "Санкционный авантюризм" в научно-практическом журнале Академии управления при Президенте Республики Беларусь "Проблемы управления", сообщили БЕЛТА в пресс-службе МИД.
В статье автор рассуждает о причинах и результатах многолетнего санкционного давления Запада на Беларусь, вскрывает истинные мотивы, лежащие в основе западной политики продвижения прав человека и демократизации. По словам Макея, это были прежде всего прагматичные цели обеспечения экономических интересов – получение доступа к ресурсам и рынкам соответствующих государств, зачастую без учета интересов самих этих стран. В наши дни в условиях обострения глобальной конкуренции и формирования многополярного мира к этому добавляется заинтересованность в расширении зон влияния, обеспечении военно-политического доминирования в стратегически важных регионах.
Учитывая важность и актуальность темы, БЕЛТА приводит текст статьи Владимира Макея целиком.
Беларусь "Проблемы управления" (№3 (85), июль-сентябрь 2022 г.)
САНКЦИОННЫЙ АВАНТЮРИЗМ
Мода на санкции, которая, к большому сожалению, со временем не только не утрачивает свою актуальность в США и ряде государств коллективного Запада, но, напротив, стремительно набирает обороты, приводит к тяжелым гуманитарным последствиям, усугубляет негативные процессы на треках двустороннего и многостороннего межгосударственного взаимодействия. Данная статья отражает авторский взгляд на проблему одностороннего применения санкционных механизмов в новейшей истории и является попыткой объективно взглянуть из Беларуси на последствия такого санкционного авантюризма.
Уже почти два года основное слово в политическом дискурсе на Западе при обсуждении Беларуси - "санкции".
Впервые Республика Беларусь столкнулась с ограничительными мерами со стороны западных государств еще в далеком 1997 году. После прошедшего в нашей стране в 1996 году референдума Европейским союзом была заморожена ратификация соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Беларусью, ограничены политические контакты, отказано в поддержке белорусской заявки на членство в Совете Европы, существенно сокращены объемы технической помощи.
Вдумайтесь - уже тогда ЕС самым прямым образом пытался оказывать давление на нашу страну, чтобы наше развитие пошло так, как выгодно им, а не белорусам.
С тех пор практически каждая наша электоральная кампания под предлогом несоответствия неким стандартам сопровождается новым витком санкционного давления со стороны коллективного Запада, возобновлением или введением новых ограничительных мер. Хотя, казалось бы, какое отношение страны Запада могут иметь к выборам в других суверенных государствах?
Надо вспомнить, что первые санкции вводились практически в условиях мировой гегемонии США, которые вкупе со своими европейскими партнерами пытались "причесать всех под одну гребенку", насаждая "либеральную демократию". Один из моих предшественников на нынешнем посту еще в 2006 году говорил, что есть серьезные основания полагать, что насаждение "демократии" превращается из временного или случайного фактора в постоянную составляющую внешней политики Соединенных Штатов, а сами "демократии" получаются ими же и управляемыми. Сейчас мы с уверенностью можем констатировать это как системный факт [1].
Сегодня уже ни для кого не секрет, что до настоящего времени в основе западной политики продвижения прав человека и демократизации лежали прагматичные цели обеспечения прежде всего экономических интересов: получение доступа к ресурсам и рынкам соответствующих государств, зачастую без учета интересов самих этих стран.
В наши дни в условиях обострения глобальной конкуренции и формирования многополярного мира к этому добавляется заинтересованность в расширении зон влияния, обеспечении военно-политического доминирования в стратегически важных регионах.
Беларусь, находящаяся на геополитическом разломе, ощущает это на себе в полной мере.
Каждое государство имеет законные внешние интересы и стремится их отстаивать. Вопрос только в том, каким образом?
И точка зрения Республики Беларусь остается неизменной уже много лет. Законные интересы должны отстаиваться законными способами, с соблюдением принципов международного права, Устава ООН, а не прямо противоположными средствами: давлением, принуждением, информационными атаками, организацией "цветных революций" и незаконной смены правительств.
Достоинства демократии несомненны и общепризнаны. Однако западным странам давно пора признать, что демократия многогранна, она не является патентом или привилегией немногих, не существует лишь одной ее "правильной" формы, тем более предписанной извне. В каждом отдельном случае это результат исторического развития конкретного народа с учетом его традиций, культуры, уклада жизни, политических, социальных и экономических реалий, иных факторов.
"Революции", пусть и "демократические", приносят гораздо больше вреда, чем пользы, и не выдерживают сравнения с постепенной эволюцией общества, при которой в нем формируется глубинное понимание, создается, если хотите, "культурный архетип" того, что человек, гражданин, наряду с правами имеет и обязанности, каждым своим поступком должен нести ответственность за свой народ и страну, за свое государство.
Это наглядно демонстрируют отдельные представители нашего социума, гастролирующие по Европе за счет западных спонсоров с одной целью - в интересах этих спонсоров активно призывать к санкциям в отношении белорусского государства, своего народа, чтобы затруднить экономическое и социальное развитие своей же страны. А ведь это - одна из основ суверенитета и благосостояния. Теперь они уже прямо призывают к гражданской войне. Словосочетание "гражданская ответственность" таким людям неведомо. Их, возможно, манят мифические 3 млрд евро на поддержку "демократической Беларуси". Вот только как бы они не превратились в 30 сребреников. Да и практика нашего взаимодействия с ЕС показывает, что там никогда не спешат выполнять свои обещания. Не говоря уже о том, что эта рекламируемая сумма даже для небольшой по мировым меркам Беларуси, для объема экономики нашей страны незначительна, если не сказать смехотворна. Это не покрывает даже половину бюджета фонда соцзащиты нашего населения.
Президентом Беларуси более 15 лет назад на Саммите ООН в сентябре 2005 г. была выдвинута инициатива о признании в качестве одного из принципов международных отношений многообразия путей прогрессивного развития стран мира. Она зафиксирована в Итоговом документе саммита и лежит в русле закрепленных в Уставе ООН целей по обеспечению международного мира и безопасности, справедливости, созданию возможности для всех стран и народов планеты жить свободно и свободно развиваться.
В преломлении к сегодняшнему дню эта инициатива актуальна как никогда. Это призыв ко всему миру осмыслить и принять тот факт, что все мы разные. Необходимо уважать выбор других народов вне зависимости от их величины и глобальной значимости, а насаждение, тем более насильственное, глубинно чуждых моделей развития бесперспективно, о чем наглядно свидетельствуют многочисленные печальные примеры новейшей истории.
В последнее время западные страны все чаще говорят о неизбежности противостояния демократий и автократий, о необходимости установления порядка, основанного на правилах, при этом правила уже давно написаны в Вашингтоне, Брюсселе, Лондоне, других исключительно западных столицах. Что это, если не перекраивание мира по идеологическому принципу, попытки которого нам хорошо знакомы по трагической истории XX века? Мы когда-то сказали на этот счет, что "продемократический тоталитаризм - еще более напористый, чем коммунистический". Не только другие мнения, детали и нюансы, но даже очевидные факты априори отвергаются, если не соответствуют "правильной идеологии". Что это, если не игнорирование разнообразия в угоду стремлению к собственному превосходству?
Признание странами, активно продвигающими санкционную повестку, принципа многообразия - основы основ демократии - неизбежно поставит под сомнение современную квазидемократическую и квазиправозащитную риторику.
К сожалению, пока западные страны не готовы отказаться от практики односторонних ограничительных либо принудительных мер, несмотря на их очевидные негативные последствия для населения стран, в отношении которых они применяются, и даже для собственных граждан и бизнеса.
История не знает ни одного примера, когда односторонними санкциями, эмбарго или блокадами удалось добиться желаемого эффекта, а вот вред, наносимый простым людям, очевиден. Примеров тому масса.
Это, в частности, подтверждает доклад Специального докладчика ООН по тематике негативного влияния односторонних санкций на реализацию прав человека (Е.Довгань), подготовленный 21 июля 2020 г., в котором указано, что односторонние принудительные меры вне зависимости от того, по отношению к какой стране они применяются, порождают широкий ряд проблем для международных отношений, правопорядка, верховенства права и всей системы прав человека, за которые так радеют наши западные партнеры [2].
Интересен и еще один момент. Спецдокладчик отмечает тенденцию к расширению разнообразия оснований, намерений, прямых и косвенных целей, средств и механизмов, а также рост числа односторонних принудительных мер, хотя правовой статус конкретных односторонних санкций с точки зрения международного права не всегда ясен. Иными словами, любое действие какой-либо страны, не угодное сильным мира сего, может легко стать поводом для санкций.
Санкции стали механизмом внешней политики в отношении тех государств, кто не готов жить и работать по западным лекалам и рецептам, действовать в русле интересов Вашингтона и Брюсселя и в противовес этому придерживается собственного пути развития.
Все чаще критические оценки появляются на самом Западе. Так, обозреватель британской Guardian С. Дженкинс (в статье "Санкции налагаются лицемерами и ничего не достигают") назвал санкции "постимперской фантазией" Великобритании и США, которые все еще думают, "что остальной мир содрогается перед их моральными заявлениями" [3].
По сути, экономические санкции выступают как своеобразная либеральная альтернатива войне.
По данным западных экспертов, за последние пять лет правительство США ввело беспрецедентное количество санкций, связанных якобы с нарушением прав человека и коррупцией (в среднем 230 раз за календарный год).
Большинство таких мер, осуществляемых при параллельной поддержке так называемой осажденной оппозиции, нацелено на подрыв экономики оказавшейся под прицелом страны, обнищание населения и смещение действующей власти. Наиболее красноречивые примеры - Сирия, где уже около 10 лет продолжается кровопролитный военный конфликт; Венесуэла, находящаяся в состоянии затяжного гуманитарного кризиса; и, пожалуй, ярчайший из них - экономическая блокада Кубы Соединенными Штатами, длящаяся многие десятилетия. В настоящее время эта стратегия Запада наиболее агрессивно и масштабно реализуется в отношении России. Мишенью для западных стран является и Беларусь.
На фоне того, что американская администрация при активной поддержке Великобритании и Канады использует экономические санкции как часть своей более широкой кампании максимального давления на неугодные государства, к такой же модели уже практически перешел в своей внешней политике Евросоюз. Мода на законы, предполагающие санкционные наказания за якобы имевшие место нарушения прав человека, распространяется и среди ряда других государств.
Односторонние ограничительные меры, какую бы форму они ни приобретали, всегда имеют гуманитарные последствия, которые прямо противоположны заявленным целям. Как правило, в первую очередь они сказываются на самых уязвимых категориях населения, на людях, которые теряют работу, страдают от вооруженных конфликтов, не по своей воле пополняют ряды беженцев и мигрантов.
Санкционное противостояние выплескивается на международные площадки - вводящие ограничительные меры государства используют свое влияние в международных организациях с целью усилить их действие. В этом ряду - попытки Соединенных Штатов препятствовать получению финансирования Венесуэлой, Ираном, Кубой и Суданом от Всемирного банка и Международного валютного фонда.
И, наконец, некоторые санкции со временем, как это ни парадоксально, превращаются в норму: существуют примеры, когда режимы односторонних санкций, в отличие от санкций, введенных Советом Безопасности ООН, не имеют ограничений во времени. Они остаются в силе даже в тех случаях, когда все лица и субъекты, против которых они введены, уже исключены из санкционного перечня.
Все это Беларусь уже проходила на собственном опыте. И здесь нельзя вновь не задаться вопросом, ответ на который, как мне кажется, очевиден: "А достигли ли санкции цели?".
По оценкам американского аналитика Р. Пейпа, изучавшего эффективность санкций в качестве инструмента внешней политики, они привели к изменениям "всего в 5 из 115 попыток с 1914 года" [4]. Такие страны, как Куба и Иран, не просто смогли противостоять санкциям, введенным США, но продемонстрировали устойчивость и способность к экономическому росту. Примером бессилия санкций стала и Беларусь.
При этом показательно, что наибольшего прогресса на пути к демократическим преобразованиям Республика Беларусь достигла именно в условиях отмены или приостановки санкций, когда развивались взаимодействие по линии деловых кругов, межчеловеческие контакты и гуманитарное сотрудничество. Мы вели цивилизованный, пусть и не простой, но диалог с западными экспертами и политиками. Все это способствовало активизации общественных процессов, выдвижению востребованных инициатив по совершенствованию системы госуправления, развитию партнерских отношений государства с бизнесом и гражданским обществом и, в конечном итоге, работало на поощрение прав человека и продвижение страны к той самой демократии, способствовало расширению плодотворных контактов с партнерами как на Западе, так и на Востоке.
К сожалению, все это было разрушено в одночасье: неудавшаяся попытка цветной революции в августе 2020 г. породила глубочайший кризис доверия в отношениях Беларуси с западными странами и отбросила наше сотрудничество на многие годы назад. Запущенный европейской бюрократией санкционный конвейер против нашей страны усугубляет эту ситуацию и показывает истинные намерения.
У многих складывается ощущение, что у США и Запада в целом нет стратегии по Беларуси. Единственным инструментом внешней политики Соединенных Штатов на данном этапе стали санкции и ограничения. И это не может быть продуктивным.
Это породило парадокс: показателем эффективности санкций служит сам факт их введения. Происходит очевидная подмена понятий: главная цель не достигается, а санкции продолжают жить собственной жизнью.
Более того, из-за созданных самими же странами Запада ограничений они на сегодняшний день не имеют реальной оценки ситуации в Беларуси. В европейских столицах продолжают пребывать в иллюзорной картине мира. Этому способствует общение исключительно с удобными для себя партнерами - бежавшими туда оппонентами белорусской власти, настроенными не просто неконструктивно, но в большинстве своем крайне радикально. Западные политики готовы верить в абсурд, что белорусы сами просят санкций, хотят хуже жить, иметь проблемы с платежами и т.д. А в это время, согласно данным недавних социсследований, подавляющее большинство белорусов - суммарно более 70 % опрошенных - воспринимают санкции коллективного Запада против Беларуси и России негативно или скорее негативно [5].
Психологи утверждают, что кризисы в жизни человека служат его развитию, выходу на качественно новый уровень. Наверное, в какой-то мере это справедливо и для целых стран и народов.
Годы нахождения под западными санкциями только закаляли наше молодое государство. Белорусская экономика приобретала бесценный опыт, как работать и развиваться в кризисных условиях, полагаться на свои силы и налаживать партнерские связи с другими регионами мира, ценить истинных друзей.
Ситуация, в которой Беларусь оказалась сегодня, - это, с одной стороны, серьезный вызов, своеобразная проверка на прочность. С другой - шанс и новые возможности переформатировать наши подходы во внешнеэкономической деятельности, чтобы найти новые точки роста, способствующие большей устойчивости национальной экономики, а также тщательно оценить перспективы взаимодействия с партнерами и союзниками в военно-политической сфере, имеющей непосредственное отношение к защите суверенитета страны.
Мы активно прорабатываем новые ниши и направления для расширения географии белорусского экспорта, в первую очередь на Востоке.
Нам есть куда идти. У нас есть поддержка наших стратегических союзников и близких партнеров. Да и большинство стран мира, в которых проживает подавляющая часть населения планеты, не поддерживает тактику санкционного давления и не присоединяется к ней.
Есть у нас ресурс и для ответных мер, которые мы будем применять с целью защиты национальных интересов.
Попытки США и Евросоюза изолировать и ограничить Беларусь либо изменить ее политику с помощью санкций обречены на провал.
По оценкам западных экспертов, санкции против России только в период с 2014 года по февраль 2022 года обошлись Европе более чем в 100 млрд евро. А гигантский ущерб от санкций, введенных после начала российской спецоперации в Украине, которые бумерангом бьют против их инициаторов, включая США, трудно оценить в полной мере. Беларусь - гораздо меньшее по объему экономики государство, но санкционные меры против нас также имеют свою цену, которую уже платит европейский бизнес миллионами евро и долларов разорванных контрактов и недополученной прибыли. Просчитывали ли господа, ратующие за санкции, этот ущерб бизнесу и экономикам своих стран? Думаю, вряд ли, ведь на тех, кто в теплых кабинетах непосредственно принимает такие решения, это никак не скажется.
Однако очень хочется верить, что у наших партнеров здравый смысл возобладает. Нельзя добиться позитивного результата, используя деструктивные методы и такие же варварские, как и в колониальные времена, приемы.
Беларусь, в свою очередь, остается предсказуемым и ответственным партнером, открытым к взаимоуважительному диалогу, конструктивному и взаимовыгодному сотрудничеству со всеми зарубежными странами, которые к нему готовы и искренне в этом заинтересованы.
БЕЛТА
Оперативные и актуальные новости в нашем Telegram-канале
Подписывайтесь по ссылке
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад