Почему же для большинства жирное, соленое, сладкое так притягательно и аппетитно?
Давайте начистоту. Вы любите сладкое? А картошку фри? А жареные куриные ножки в хрустящей панировке? А нежнейшие пончики, которые источают аромат и сладость свежайшей сдобы и сочатся сливочным маслом?.. Редкий человек скажет, что равнодушен к тому, что называют вредной пищей. Почему же для большинства жирное, соленое, сладкое так притягательно и аппетитно? Почему наши вкусовые рецепторы «сходят с ума» от вредного фастфуда?
Врач высшей категории, к.м.н. Ирина Колесникова попыталась ответить на эти вопросы, сообщает портал 24health.by.
Полцарства за сладкое
Известный американский журналист, лауреат Пулитцеровской премии Майкл Мосс в своей книге «Соль, сахар, жир: как нас зацепили пищевые гиганты» рассказывает, почему вредная пища такая вкусная и кто в этом виноват. По мнению писателя, все дело в разработанной им теории точки блаженства.
Помните, еще на школьных уроках биологии нам рассказывали о так называемой «карте языка»? Мол, разные участки языка ответственны за распознавание пяти основных вкусов: горького, соленого, сладкого, острого, кислого. Если помните – забудьте. На самом деле это давно устаревшая теория. Многочисленными исследованиями доказано, что вся полость языка буквально «без ума» от сахара. В каждом из 10 тысяч вкусовых сосочков, которые расположены на поверхности языка, есть специальные рецепторы, восприимчивые к сладкому вкусу. И все они так или иначе связаны с отделами головного мозга, которые отвечают за удовольствие.
Более того, ученые до сих пор делают открытия о расположении вкусовых рецепторов, восприимчивых к сладкому вкусу, по всей длине пищевода, вплоть до желудка и поджелудочной железы.
Сладкий вкус показывает нашему мозгу, что пища полна энергии, он разжигает аппетит. Человечество же развивалось в среде, где сладкая пища не была в изобилии. Поэтому когда человек видит сладкое, имеет его в своем доступе, у него возникает своеобразное эмоциональное возбуждение, которое усиливается при употреблении сладкого.
– Причем, чтобы получить удовольствие, даже не нужно есть чистый сахар, – объясняет эксперт. – Подойдет любой рафинированный крахмал, который наш организм превращает в сахар прямо во рту с помощью фермента амилазы. Чем быстрее организм превращает крахмал в сахар, тем быстрее мозг получает награду. Продукты высокой степени очистки (быстрые углеводы) доставляют мгновенное удовольствие, поэтому мы их так любим.
Оптимальное соотношение сахара, при котором чувственное удовольствие достигает максимума, – это и есть точка блаженства. Примечательно, что после достижения пика удовольствия оно начинает снижаться. Т.е. формула «больше сахара – больше удовольствия» не работает.
Гремучая смесь
А вот у жира такой предельной точки нет. И это один из ответов на не менее популярный вопрос: почему от фастфуда так быстро набирают вес. Добавление сахара в жирные продукты играет против потребителя. Такие продукты наш организм не воспринимает жирными. Для большинства обывателей они просто сладкие. Жир в таких продуктах как будто спрятан. При этом вкусовая привлекательность пищи усиливается. То, что по сути является фактически сладким жиром, не отталкивает. Скорее, наоборот. Во многих чипсах, печеньях, пирожных и прочих сладко-жирных продуктах питания на жир приходится половина, а то и большая часть калорий. При этом далеко не все чипсы и печенье потребитель назовет жирными. Поэтому, чтобы не попасть в ловушку, так важно читать этикетки и внимательно относиться к составу продукта.
– Есть еще один очень важный нюанс, – говорит Ирина Колесникова. – Форма решает все. Возьмем, например, жидкий сахар. В бутылке объемом полтора литра газированной колы содержится ни много ни мало 44 чайные ложки сахара. А выпивается она так же легко, как и маленькая баночка. Дневная норма потребления сахара на человека – 5 чайных ложек. А тут 44 на 1,5 литра напитка! Норма превышена почти в 10 раз одним только напитком. Но ведь сахар входит в состав практически всех продуктов из дневного рациона человека: хлеба, макарон, того же кетчупа и т.д. А если еще добавить в течение дня каких-нибудь вредностей: чипсов, колбас или сосисок в тесте, пиццы и т.д., то можно только догадываться, во сколько раз будет превышен дневной калораж по сравнению с реальными потребностями в энергии…
Говард Московиц, американский психофизик, первым понял, как легко и просто подцепить человека на крючок, буквально влюбляя его в продукт и заставляя покупать нужный товар вновь и вновь.
Сахар, жир и чуточку соли – то самое комбо, которое вызывает просто сногсшибательное удовольствие для нервной системы человека, для нашего мозга, насыщая его яркими эмоциями.
Благодаря Говарду Московицу, пищевые технологи получили в свое распоряжение «золотую жилу». Благодаря гремучей смеси жира, сахара и соли в гору пошли продажи всевозможных готовых соусов, замороженных полуфабрикатов, продуктов из обработанного мяса, блюд быстрого приготовления, сухих закусок и т.д. И это то, за чем потребитель продолжает идти и за что готов платить деньги.
Гродненская правда
Оперативные и актуальные новости в нашем Telegram-канале
Подписывайтесь по ссылке
#ЗОЖ #питание #советы #Беларусь
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад