Женщины сейчас наравне с мужчинами переносят «тяготы и лишения службы», которая, как пел Эдуард Лабковский, «и опасна, и трудна». Однако при этом они порой совмещают эту работу со своей традиционной ролью ‒ хранительницы домашнего очага.
Мы поговорили с мамой двоих детей, которая сочетает семейную жизнь и постоянные разъезды с одной из самых сложных профессий ‒ профессией следователя. Ольга Ганенко, старший следователь Мостовского районного отдела Следственного комитета, рассказала о том, как же ей удаётся совмещать несовместимое.
«Учёба в Академии сформировала меня как человека»
Перед нами ‒ стройная девушка, чья белоснежная улыбка контрастно сочетается с тёмными волосами. Невозможно догадаться, что передо мной майор юстиции, чья выслуга в этом году уже достигла 18 лет, и что она мать двоих детей. С неё бы могли списать коллегу Марии Швецовой из телесериала «Тайны следствия».
‒ Выбор профессии абсолютно неосознанный. Фильмы про милиционеров и следователей вообще не любила. Пожалуй, всё даже до обидного банально, ‒ сетует Ольга. ‒ Профессия однозначно интересная, требует, конечно же, определённых затрат, однако о своём выборе я не пожалела. Учёба в Академии МВД сформировала меня, пожалуй, именно как человека в присутствии моих друзей и наставников-офицеров. Супруга своего я там же встретила, ‒ улыбается Ольга. ‒ Правда, он не следователь, а эксперт-криминалист.
‒ А что именно вас сформировало как человека, что за поступки, слова или действия привели к тому, что вы стали… собой?
‒ Знаете, мне сложно рассуждать об этом, потому что я никогда не задумывалась: «А что, если?..» Вернее, задаю, однако не вижу другого ответа: чем бы я могла заниматься, чтобы оно мне нравилось и приносило определённый доход? Кроме работы следователя, не вижу иных вариантов… Однако точно могу сказать, что на формирование меня как человека повлияла учёба в Академии МВД. В подобных военизированных учреждениях образования, где есть определённые запреты, дисциплина, распорядок дня, ‒ вот это закаляет и формирует характер.
‒ Вы до сих пор живёте по распорядку дня?
‒ Стараюсь, тем более что, если всё идёт не по плану, начинается паника, ‒ шутит следователь. ‒ Повторение определённых действий формируют привычку, которая превращается в образ жизни: есть ведь и семья, дети, дом, а вместе с этим ‒ определённые обязанности, в том числе и на работе. И всё нужно успеть, а времени не хватает ‒ перманентно.
«Женщины прежде всего должны быть мамами»
Мы согласны с Ольгой: успеть всё ‒ патологическое желание любого человека, особенно когда свободным временем он не располагает вовсе. Жизнь следователя, пожалуй, и вовсе представляет постоянный цейтнот.
‒ Один день из жизни следователя ‒ какой он?
‒ Сперва расскажу, что входит в наши обязанности. На плечах следователя ‒ предварительное расследование: сбор доказательств вины человека или же, наоборот, невиновности подозреваемого. Зачастую сложная задача, поскольку как нет двух абсолютно идентичных отпечатков пальцев, так и нет двух абсолютно одинаковых уголовных дел. К оценке событий, обстоятельств и фактов нужно подходить исключительно скрупулёзно. Кроме непосредственного расследования, мы также проводим проверки по всем фактам насильственной смерти граждан (необязательно криминального характера): утопленники, висельники, отравления, пожары… ‒ спокойно перечисляет Ольга. ‒ И ещё материалы проверок по нарушениям техники безопасности и охраны труда на предприятиях ‒ это тоже обязанность органов предварительного следствия.
Живём мы в Гродно, хотя работали и в Мостах, и в областном центре. Муж остался там, а я после второго декрета устроилась в областной отдел, однако впоследствии перевелась в Мосты: в Гродно куда серьёзнее нагрузка. В этом и парадокс, ведь женщины прежде всего должны быть мамами. Посоветовавшись друг с другом, мы так и решили. Здесь я успеваю быть и следователем, и мамой, и женой.
«Возвращаюсь домой, а там уже готов ужин»
Супруг Ольги ‒ Антон Ганенко ‒ старший эксперт-криминалист Гродненского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз. Занимается довольно интересными, но сложными видами экспертиз ‒ например, почерковедческими, которые позволяют определять подлинность подписей, документов и записей. Ему не раз предлагали повышение, однако Антон всегда выбирает семью. Оба супруга ‒ надежда и опора друг для друга: где не успевает один, там сразу же возникает другой ‒ и страхует партнёра. Так что фамильное знамя семьи Ганенко ни разу не упало ‒ и всё время гордо реет в воздухе.
‒ А день начинается… ‒ возвращается к вопросу следователь, ‒ в шесть утра, если нет суточного дежурства, а если есть, то в пять. Готовимся ко дню, собираем детей ‒ старшая самостоятельно идёт в школу, а младшего мы отвозим в сад. Супруг затем подвозит к ГАИ на маршрутку ‒ и я мчусь в Мосты. Водители маршруток меня уже все в лицо знают, ‒ смеётся Ольга. ‒ С девяти до шести у меня рабочий день, и после него я уезжаю домой обратно.
‒ И как удаётся совмещать всё это ‒ работа в одном месте, причём сложная, семья в другом… Как удаётся всё успевать?
‒ Поддержка близких, в особенности ‒ супруга. Он тоже «в погонах», он прекрасно понимает специфику нашей деятельности и всячески поддерживает. У него чуть больше свободного времени, поэтому часть домашних обязанностей на нём. Зачастую я возвращаюсь домой, а там уже готов ужин. Детям нравится, когда папа готовит, ‒ улыбается девушка. ‒ Папа просто больше разрешает вредные вкусняшки, хотя он у нас строгий! И вот я приезжаю, мы вместе ужинаем ‒ и готовим уроки. И даже остаётся время, чтобы умыться, почистить зубы и спать.
Спасибо маме моей, которая помогает нам с уроками, пока меня нет дома ‒ они созваниваются с внучкой. Где-то папа поможет, где-то я ‒ с программой пятого класса пока справляемся. Дальше будет куда интереснее. Все домашние дела стараюсь отложить на выходные, но не слишком много, чтобы успеть провести больше времени с детьми.
‒ Суббота и воскресенье для вас ‒ неприкосновенные дни?
‒ Далеко не всегда: есть ведь и суточные дежурства. Спасибо руководству, которое входит в положение и даёт лишь одно суточное дежурство в месяц, которое приходится на выходные. Мы сверяем наши графики с супругом, чтобы дежурства не совпали ‒ иначе наши дети попросту сутки проведут одни.
‒ Вы говорите со своим мужем о работе дома?
‒ К сожалению, да, ‒ признаёт Ольга. ‒ Супруг мне здесь очень помогает: он попроще относится ко всем этим… событиям. Я намеренно стараюсь переключиться на другие заботы. Со временем ты уже умеешь создавать барьер от ненужной информации: ты сочувствуешь людям и переживаешь за них, но не в ущерб себе и своей семье. Так что ответ на вопрос «Как разделить работу и семью?» простой: работа над собой, личные убеждения и поддержка супруга.
‒ Дети уже понимают, кем вы работаете и что делаете?
‒ Дочка меня постоянно видит за бумагами, поэтому, когда у неё спрашивают в школе, что же мама делает на работе, она отвечает: «Бумаги пишет и на компьютере печатает», ‒ улыбается Ольга. ‒ У Миши более… прагматичный подход. Он спрашивает: «А ты носишь пистолет? Ты стреляла в бандита? Ты его задержала? Он совершил плохой поступок?»
Однако мы в семье учим, что нельзя называть как-то однозначно. Нет людей плохих: есть лишь те, кто совершает плохие поступки.
‒ А дети уже задумываются о том, кем же они станут, задумываются, что могут пойти и по вашим стопам?
‒ Я слышала от ребёнка такую фразу: «Я не буду, как вы, потому что вы много работаете. Много. Вы очень сильно устаёте ‒ я так не хочу». Это говорит старшая девочка Вера, и она это поняла очень быстро, потому что ей рано пришлось стать самостоятельной.
Детей остальных подвозили или забирали со школы, а Вера в третьем классе добиралась до центра на занятия: она и танцевала, и рисовала… Ей пришлось быстро повзрослеть, и в том числе, чтобы что-то сделать по дому. Поэтому доверяем ей, но контролируем: есть ведь приложения, отслеживающие геолокацию. Да и она сама напишет или позвонит всегда.
‒ Какой совет можете дать таким же мамам, которые много работают и стараются всё успеть, даже когда кажется, что ты ничего не успеваешь?
‒ Мне бы кто дал такой совет, ‒ смеётся Ольга. ‒ Я считаю, что мы успеваем ровным счётом то, что нам надо. Остальное ‒ мелочи, из-за которых мир не рухнет, а жизнь не перевернётся. Главное ‒ оставаться человеком, выполнять любимую работу без ущерба для семьи. Она для меня ‒ на первом месте.
Виктор МОХАНЬ
Фото из архива семьи ГАНЕНКО
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад