— Вы профессионально занимались портретной съемкой. И успешно. Ваши работы признавали лучшими на международных конкурсах, их печатали в глянцевых журналах. Вдруг такой поворот — совершенно другой жанр. С чего вдруг?
— С людьми работать интересно. Однако нашел для себя минусы в портретной съемке, хоть я и экстраверт. Самая большая проблема в том, что человек двигается. И это нервирует. Шесть лет назад решил перейти на предметную фотографию. Здесь можно сосредоточиться на главном — на свете и композиции, продумать все составляющие кадра. Портреты делаю и сейчас, чаще всего это известные люди из мира кино или искусства, а также друзья, которые готовы потерпеть мои опыты с освещением. Но ни в коем случае не родственники.
— Почему так категорично?
— Это глубоко философский вопрос. Мы смотрим на себя в зеркало, а потом видим на фотографии. Совершенно разные люди. Вспомните, на паспорте всегда выглядим не очень. Хотя мы там такие, как есть. Так и с родственниками: мы знаем, какие они в жизни, а они хотят выглядеть на 20 лет моложе. Создать воображаемый образ может только другой фотограф, но не близкий человек.
— Вернемся к еде. С чем связано то, что именно она находится в вашем объективе?
— Всё просто. Люблю готовить и всю жизнь этим занимался, даже трудился в ресторане.
— И вели блог, где выкладывали фото блюд по своим рецептам. А среди продуктов есть любимые?
— Мясо. Особенно на гриле. Могу приготовить всё, кроме блюд из муки. Исключение — блины. Они удаются на славу. В целом критично отношусь к еде и в ресторанах, и в гостях. Если там не вкусно, в следующий раз могу и не прийти. Это уже профессиональные издержки.
— Над продуктами, которые попадают в кадр, колдует целая команда. И шеф-повар, и фуд-стилист. Всё так серьезно?
— Естественно. Задача шеф-повара — приготовить не только вкусно, но и красиво. К примеру, блинчики. Пекут их всевозможных размеров, из разной муки, с ажурными краями и без, на воде, молоке. Фуд-стилист занимается составлением красивой композиции, закупкой продуктов, поиском различной посуды. На один кадр берет три-четыре комплекта, подбирает текстиль разного цвета и варианты фонов, украшения трех-четырех видов, например ягоды, зелень. Чтобы красиво разложить всё на столе перед камерой, иногда ему нужно несколько часов. Главное — продукты должны быть очень свежими. Закупаем их в день съемок в огромном количестве.
— Чтобы снять рекламный кадр, мне нужно хотя бы 10 плиток. Для фото стейка необходимо минимум 10–15 штук приблизительно одинакового размера, фактуры. Ягод покупаем сразу три ящика, чтобы выбрать самые красивые и фотогеничные.
— Закупили, разложили, подобрали антураж. Вам остается только на кнопку нажать?
— Да, я выступаю в роли кнопконажимателя (смеется). Если серьезно, то я отвечаю за результат работы всей команды. Как фотографу мне нужно выставить свет. Я скрупулезно к этому подхожу. Что такое фотография? Это рисование светом. Его нельзя поправить в фотошопе, в отличие от цвета. Сразу будет заметно. Я люблю использовать контрастный свет, который имитирует солнечный. Бывает, час уходит на то, чтобы выставить его правильно. В студии никогда не снимаю с естественным освещением. Всегда использую штатив для фотоаппарата. Каждая вещь на съемочном столе движется по миллиметру до тех пор, пока мозг не даст команду: «Стоп! Вот он, классный кадр!» И только тогда нажимаю на кнопку.
— Самый популярный ракурс?
— Многие до сих пор предпочитают получать картинку под углом 45 градусов. Вид сверху для более молодых, так как ракурс пришел из Instagram. Часто выбирают кадры с макросъемкой, где сам продукт взят крупным планом без антуража.
— Мясо и бургеры. Наверное, просто потому, что я никогда не был и не буду вегетарианцем. Люблю снимать коктейли или пиво.
— Фотогеничная еда — это…
— Суши. Они словно ювелирные изделия. Но легче сказать о нефотогеничных продуктах. Например, каши. С ними сложно, нужна большая работа фуд-стилиста. Или супы. Чтобы сделать снимок первого блюда, может уйти в три раза больше времени, чем на стейк.
— Есть любимые кадры?
— Как правило, это последняя съемка. На данный момент — ролл на черном фоне. А вообще мой принцип в работе: лучший кадр тот, который сделаю завтра.
— Самая затратная по времени и силам съемка?
— Обычно мы точно рассчитываем время для работы над сюжетом. В среднем это два часа. Но бывают моменты, когда что-то идет не так. Для книги Taste of Belarus нам не давался кусочек сала, его пришлось фотографировать почти два дня. Вспомнился момент, когда делали кадр селедки под шубой. Фуд-стилист пару часов пинцетом выкладывала ингредиенты на срезе, чтобы всё выглядело красиво.
Однажды пришла идея использовать настоящий лед, чтобы снять рекламу кваса. Нам привезли огромный куб весом в 300 кг. Бензопилой в нем выпиливали место для бутылки. Лед потом неделю таял в ванной, так как был длительной заморозки.
— Работы других фуд-фотографов просматриваете?
— Это очень важно в любом виде искусства. Фотография не исключение. Поэтому мое утро начинается не только с кофе, но и с пролистывания сайтов, страниц Instagram, Pinterest, где я подписан на десятки лучших мастеров со всего мира. Хочется отыскать ту жемчужину, которой можно вдохновиться. Но это сложно. Плохих кадров очень много. Ведь теперь все, у кого в руках мобильный телефон с камерой, вдруг стали фотографами. Так каждую секунду рождаются миллионы посредственных изображений.
— Свой стиль как охарактеризуете?
— В фуд-фотографии их много. Существуют модные тенденции, и я стараюсь их придерживаться. Сейчас в тренде фешен-фуд-фотография. Но она совершенно не востребована у нас. Для нее характерны яркие сочные цвета, контрастный свет, современное молодежное видение продукта. Еще одно направление — возврат к деревенскому стилю с его деревянной посудой, досками. В мире популярны американский и австралийский стили. Их основные признаки — простота сервировки, естественное освещение и контрастные тона. У нас они пока тоже не прижились. Я остаюсь верен съемкам с жестким светом, имитирующим солнечное освещение.
Настоящее мороженое не используют, так как оно быстро тает. Шеф-повар готовит лакомство из крахмала и геля для волос с применением красителей.
Пицца. На срез всегда выкладывается дополнительная порция сыра. Он разогревается и аппетитно растягивается. Чтобы кусочек не прогибался под тяжестью начинки, во время съемок его поддерживает картон.
Супы. Иногда берут специальное желе, в каждый слой которого помещают нужные ингредиенты. Сверху в такое многослойное блюдо добавляют немного настоящего бульона.
Чтобы еда в кадре не блестела, ее покрывают специальным лаком. А если нужно добавить блеска — это случается в основном с мясом, — выручает оливковое масло.
Искусственный дым помогает создать видимость пара над чашкой горячего напитка.
Капельки воды на кадре могут быть из глицерина. Он удерживает форму два-три часа. Настоящая вода смотрится натуральнее, но слишком быстро высыхает.
Изморозь на предметах или продуктах делается специальным составом. Лед в кадре искусственный.
Пиво во время фотосессии должно быть комнатной температуры. Иначе не будет красивой пенной шапки. Кстати, существует мода на то, какой формы она должна быть. Несколько лет назад приветствовалась ровная, теперь нет.
Чтобы запечатлеть продукты в полете, существует несколько способов. Можно сделать отдельно снимки всех составляющих. Например, булочка, мясо, зелень, лук. А потом в фотошопе соединить в одну картинку. Некоторые фуд-фотографы используют леску или снимают на стеклах.
Справочно
Юрий Илюхин из династии фотографов. Родился в России. Долгое время жил в Израиле, где организовал рекламное агентство. Член Belarusian Association of Photographers. Принимает участие как спикер на фотофестивалях и мастер-классах.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!