Чрезмерное увлечение компьютером детей – это плохо или хорошо? Разбираемся с экспертами.
В 21 веке – веке информационных технологий – почти не осталось людей, не пользующихся компьютером, телефоном и интернетом. Мы имеем доступ ко всем знаниям мира, можем найти любой фильм или песню, общаться с людьми, находящимися за тысячи километров от нас. Но есть у этого блага и другая сторона медали – формирование зависимости от телефона, компьютера, нарушение цикла сна и многое другое. Особенно легко зависимость формируется у детей с неокрепшей психикой. Проблема обширная и актуальная, требует внимания и способов её решения. Разберёмся в ней с экспертами.
Начальник инспекции по делам несовершеннолетних Мостовского РОВД Ирина Ланкевич:
– Считаю, что главное, от чего следует защищать подростков и детей, – это наркотики и интернет. Наркозависимость ломает судьбы, калечит жизни и здоровье. Но и зависимость от интернета влечёт немало негативных последствий. В виртуальном мире несовершеннолетний имеет доступ к огромному количеству негативного контента, даже отдельные публикации могут подтолкнуть неокрепший детский разум к совершению преступлений или суицидальным настроениям. В профилактических беседах, на школьных родительских собраниях мы рассказываем родителям, что необходимо знать, чем занимается их ребёнок, где он и с кем общается. Это во многом определит его поведение, характер и увлечения, желания и стремления. Также стоит следить, сколько времени ребёнок проводит за компьютером и в социальных сетях. К какому времяпрепровождению он стремится, придя со школы или в выходные дни? Родители выбирают, как отслеживать интересы и увлечения ребёнка. Когда отношения между ними построены на доверии, можно спокойно договориться. Конечно, в подрастающем человеке стоит воспитывать самостоятельность, но если круг его интересов ограничивается компьютером и играми в телефоне, стоит обратиться за помощью к специалистам и изменить способ проведения свободного времени ребёнка, продумать и предложить ему другую занятость. К сожалению, не каждый родитель готов сообщить сотруднику милиции о проблеме, поскольку боится каких-либо последствий. Но есть возможность поговорить с инспекторами анонимно, не называя имени и фамилии, и специалист обязательно подскажет, куда нужно обратиться, что и как делать в сложившейся ситуации. Дети должны использовать блага 21 века для обучения и получения познавательной информации, а родителям следует контролировать, что ищет во всемирной паутине их ребёнок.
Педагог-психолог средней школы № 2 Ольга Парфинович:
– Почему дети становятся зависимыми? Любая зависимость формируется там, где есть нереализованная потребность, а значит, и эмоциональное неблагополучие. Поэтому в группу риска попадают те школьники, которые лишены чего-либо, что является необходимыми для их возраста. Чтобы справиться с зависимостью, нужно ликвидировать причины, которые её провоцируют. Необходимо показать эти причины родителям школьника и ему самому. К основным причинам можно отнести следующие: психологически неблагополучная семья (в таких семьях нет чувства безопасности и поддержки, нет позитивных моделей взросления); дети с ролью выживания; «потерянный ребёнок», где реализуется родительское послание «не мешай», «будь незаметным», «тише», «не крутись под ногами»; дети-невидимки. Следующее – это проблемы в общении со сверстниками и учёбе. У ребёнка не реализуется ведущая деятельность в общении – его отвергают и игнорируют в коллективе ровесников. Такие дети субъективно неуспешные в школе, причём не обязательно неуспевающие, например, это могут быть хорошисты, которые мечтают стать отличниками, или тихие исполнительные ученики, которым не хватает позитивного внимания учителей. Также – психологические трудности. Школьнику не хватает чувства успеха и симпатии к себе. В зависимости подростки пытаются уйти от актуальных острых проблем, поэтому они сравнительно вероятны на фоне стрессов и конфликтов. Очень влияет окружение ребёнка. Зависимость может формироваться через научение, когда ребёнок наблюдает за постоянно погружёнными в виртуальный мир родителями, братьями, сёстрами, ровесниками. Всё это может сформировать аналогичную модель поведения.
Избавить ребёнка от зависимости от компьютерных игр нельзя, просто отобрав телефон либо выключив компьютер. Нужно не отбирать, а предложить то, что будет лучше, интересней: расширять возможности в проведении культурного и спортивного досуга. Главное, самим родителям не показывать примеры регулярного времяпрепровождения за гаджетами.
Помните, что дело не в детской силе воли, а в эмоциях и отношениях. Избавиться от зависимости можно не столько благодаря воле, сколько изменению эмоционального состояния: необходимо работать над отношениями, теплом и комфортом в доме, эмоциональным благополучием ребёнка, насыщенностью жизни.
Врезка
Рекомендуемые нормы времени использования гаджетов детьми:
– Для учащихся начальных классов считается допустимым длительность до 1,5 часов в день.
– Для учащихся средних и старших классов – до 2,5 и 4 часов в день соответственно.
Помните, что виртуальная нагрузка по рекомендуемым нормам должна быть втрое меньше нагрузки в реальности. То есть полчаса игры в гаджете должны сопровождаться минимум полутора часами живой игры и творческой активности.
Анастасия ЗБЕРЕНОВСКАЯ
Фото из открытых интернет-источников
Оперативные и актуальные новости в нашем Telegram-канале
Подписывайтесь по ссылке
#компьютер #зависимость #дети #Мостовщина
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад