Заря над Неманом Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио
АктуальноПроисшествия и безопасностьБудни прокуратурыНовости МостовщиныНовости МостовщиныНовости МостовщиныНаш край

Комментарий прокурора Мостовского района Павла Силюка об изменениях в Законе «О борьбе с коррупцией»

Комментарий прокурора Мостовского района Павла Силюка об изменениях в Законе «О борьбе с коррупцией»06 марта 2023 — 16:40

04.01.2023 опубликован Закон от 30.12.2022 N 232-З "Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией" (далее - Закон N 232-З), которым скорректированы сразу 4 закона: "О борьбе с коррупцией", Гражданский и Трудовой кодексы, а также Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих и некоторых иных лиц. Основные изменения Закона N 232-З вступают в силу с 01.03.2023. Некоторые из них прокомментировал прокурор Мостовского района Павел Силюк:

«Закон «О борьбе с коррупцией» (далее - Закон)  дополнен целым рядом терминов и их определений, которые ранее отсутствовали в нем. Это значительно усложняло правоприменительную практику, т.к. термины без законодательных определений толковались по-разному, а судебная практика не была единообразной.

Среди новых определений, введенных в Закон, три непосредственно связаны с понятием "должностное лицо", изложенным в уголовном законодательстве (п. 3 ч. 4 ст. 4 УК). В частности, в УК в качестве признаков должностных лиц рассматриваются три вида полномочий (п. 3 ч. 4 ст. 4):

1) выполнение организационно-распорядительных обязанностей;

2) выполнение административно-хозяйственных обязанностей;

3) совершение юридически значимых действий, на которые они уполномочены в установленном порядке.

Именно для них в Законе N 232-З даны новые определения.

Введение новых определений будет непосредственно влиять на отнесение тех или иных лиц к должностным, преступления которых преследуются уголовным законом.

Два других новых определения "протокольное и иное официальное мероприятие" и "подарок, полученный при проведении протокольного и иного официального мероприятия" также тесно взаимосвязаны между собой.

В первом случае речь идет о мероприятии, проведение которого предусмотрено законодательством и участие в котором связано с исполнением служебных (трудовых) обязанностей государственным должностным (приравненным к нему лицом) в рамках служебной (трудовой) деятельности либо обусловлено выполнением устных или письменных указаний руководителя госоргана (иной организации), в котором (которой) оно проходит службу (работает). Во втором случае речь идет об имуществе, полученном государственным должностным лицом (либо лицом, приравненным к нему) при проведении протокольного и иного официального мероприятия от физических лиц или организаций, в том числе через иное лицо.

Помимо этого, в новой редакции изложено определение понятия "свойственники" (абз. 9 п. 1 ст. 4 Закона N 232-З). При этом разница между "свойственниками" и "близкими родственниками" состоит в том, что первые являются близкими родственниками супруга (супруги) государственного должностного лица, а не самого государственного должностного лица. В Законе было только общее понятие о свойственниках. Ранее к таковым относились близкие родственники супруга (супруги).

Однако с 01.03.2023 свойственниками в соответствии с законодательством о борьбе с коррупцией считаются только родители, дети, в том числе усыновленные (удочеренные), усыновители (удочерители), родные братья и сестры супруга (супруги). Дед, бабка, внуки супруга (супруги) государственного должностного лица из этой цепочки исключены.

Соответственно, можно сделать вывод, что не будут считаться нарушениями антикоррупционного законодательства ряд действий деда, бабки, внуков супруга (супруги), совершенных ими в качестве свойственников государственных должностных лиц. То есть этой категории лиц более не касаются установленные ограничения, в частности, по принятию подарков сверх установленного размера, по совместной работе в госорганах, госорганизациях и иных организациях с преобладанием собственности государства.

  С 01.03.2023 государственные должностные лица, а к ним по определению относятся все гражданские служащие в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах, должны давать письменное обязательство не только по соблюдению ограничений, установленных ст. 17 - 20 Закона, но также и по соблюдению порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов, предусмотренного ст. 21 Закона.

Таким образом, обязанности государственных должностных лиц в этой части дополнены, а равно возросла нагрузка на кадровые службы госорганов, которые по состоянию на 01.03.2023 должны иметь в своем распоряжении письменные обязательства государственных должностных лиц в актуальном состоянии.

Помимо этого, в случае изменения служебного положения, которое повлияло на объем ограничений, установленных Законом N 305-З, государственное должностное лицо, обязано подписать новое обязательство, а кадровая служба госоргана истребовать такое обязательство.

Кадровым службам госорганов и иных организаций при составлении письменных обязательств также следует учесть, что по-новому сформулирован целый ряд иных ограничений, предусмотренных ст. 17 Закона.

04.01.2023 опубликован Закон от 30.12.2022 N 232-З "Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией" (далее - Закон N 232-З). Основные изменения Закона N 232-З вступили в силу с 01.03.2023. Какие же изменения внесены в ограничения для государственных должностных лиц, предусмотренные ст. 17 Закона «О борьбе с коррупцией», прокомментировал прокурор Мостовского района Павел Силюк:

Так, в частности, скорректировано правило, запрещающее государственным должностным лицам участвовать лично или через иных лиц в управлении коммерческой организацией. Ранее исключения из него составляли случаи, предусмотренные Законом и иными законодательными актами, а с 05.01.2023 такие исключения могут быть установлены и в постановлениях Правительства.

Значительные новшества произошли в регулировании запрета на прием имущества (подарков).

Так, ранее запрещалось принимать имущество (подарки) или получать другую выгоду для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей. Исключение делалось для сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий. Длительное время их стоимость не должна была превышать 5 БВ.

Так, с 01.03.2023 не будет нарушением:

- принятие подарков, полученных при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, если стоимость каждого из них не дороже 20 БВ на дату вручения такого подарка, цветов. В настоящее время размер подарка не должен превышать 740 бел. руб. При этом ограничений по количеству подарков, принимаемых в течение календарного года, Законом не установлено;

- получение имущества в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей, если лицо, его получившее, уведомило в установленном порядке госорган, иную организацию, в котором (которой) оно проходит службу (работает), о получении такого имущества и безвозмездно сдало его;

- принятие подарков и имущества в иных случаях, предусмотренных законодательными актами, распоряжениями Президента и постановлениями Правительства.

Порядок сдачи, учета, хранения, определения стоимости и реализации имущества, в том числе подарка, предоставленного государственному должностному или приравненному к нему лицу, его супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам, определит Правительство (абз. 20 п. 9 ст. 4 Закона N 232-З).

 Существенно дополнено и еще одно ограничение, которое обязаны соблюдать государственные должностные лица.

Ранее они не вправе были использовать во внеслужебных целях средства финансового, материально-технического и информационного обеспечения, другое имущество госоргана (организации) и информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, полученные при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей.

 Этот запрет в новой редакции также коснулся использования вышепоименованных средств и имущества организации, в уставном фонде которой 50% и более долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц. Данный запрет касается не только использования средств и имущества во внеслужебных целях, но и любых иных личных целей.

Также ранее вышеназванное правило не предусматривало исключений, а с 01.03.2023 такие случаи все же могут быть предусмотрены законодательными актами и постановлениями.

Руководителям кадровых служб госорганов и иных организаций необходимо привести письменные обязательства с государственными должностными лицами в соответствие новым нормам по состоянию на 01.03.2023.

Расширен запрет на совместную работу в организациях с преобладающей долей собственности государства на должностях руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира супругов, близких родственников или свойственников, если такая работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Ранее он касался работы в одной и той же госорганизации (ее обособленном подразделении).

А с 01.03.2023 запрещается такая работа и в организации, в уставном фонде которой 50% и более долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц. Этот запрет касается и совместной работы в обособленном подразделении (филиале, представительстве) такой организации. Эта же норма продублирована и в ТК (п. 1 ст. 3, абз. 3 ст. 7 Закона N 232-З).

Соответственно, руководителям таких организаций и кадровым службам необходимо заранее предусмотреть меры (например, обучить и перевести на иные должности соответствующих работников), чтобы исключить подобные ситуации к 01.03.2023.


Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».


Назад
Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио