А ведь как были раньше автомобили роскошью, таковыми они (те самые – ретро) являются и сейчас. Причем не в модернизированном виде, а в своем настоящем исполнении. Смотришь – и будто возвращаешься в прошлый век.
«Волга». ГАЗ-24. В свое время на этих машинах ездили только большие начальники или богатые люди. Для простого человека «Волги» стоили непомерно дорого, да и достаться могли не каждому. На приобретение машин существовала очередь, как на квартиры.
В то же время прокатиться на «Волге» мог любой «смертный». Именно этими автомобилями комплектовался парк такси. И катались. Правда, по очень серьезной необходимости. Но с удовольствием. Сидушки, похожие на диван и мягко скрадывающие любые неровности. Простор. Даже трем объемным пассажирам сзади не приходилось тесниться. А еще ГАЗ-24 в обиходе называли «новая «Волга», а ГАЗ-21 стал «старой «Волгой». Затем пришло время бэушных иномарок, которые мог купить практически любой неленивый человек, а модели советского автопрома доживали свой век в организациях, гаражах и на свалках. Пока ими не заинтересовались коллекционеры.
Сегодня двадцатьчетверку в отличном состоянии можно увидеть на улицах нашего города. Ее восстановил коллекционер ретротехники Михаил Кисель. Немножко из истории нашей героини.
– Данный автомобиль 1981 года выпуска, – рассказывает Михаил. – Первым владельцем он был куплен в автомагазине № 1 г. Минска, там же поставлен на учет. Через какое-то время теперь уже моя «Волга» оказалась в Лиде, ее купили под восстановление, но не сложилось. Я нашел автомобиль по объявлению и поехал смотреть. Машина была на ходу. Опробовал и понял: мое. Своим ходом «Волга» и приехала ко мне в гараж.
Далее началась кропотливая работа. Цель была нелегкой – сделать кузовной ремонт и укомплектовать автомобиль его родными запчастями, вплоть до болта. Восстановление длилось целый год.
– Самым сложным в этом процессе был поиск запчастей времен СССР, – продолжает Михаил, – Их искали по всей Беларуси и за ее пределами, несмотря на то, что быстрее и легче было найти современные аналоги. Но что тут сказать… Они не годятся в подметки советским запчастям со знаком качества. Все-таки не зря его присваивали…
Найденные эксклюзивные волговские запчасти, как алмаз, требовали огранки. Их надо было «отмыть», отшлифовать и довести до блеска и шика. Поэтому – год. И это совсем немного. Теперь «Волга» в своем первозданном виде колесит по городу. Даже номера «советские» – белые цифры на черном фоне.
Как ее создали? О новой «Волге» советские конструкторы задумались в 1961 году. Сначала двадцатьчетверка возникла на макетах. Автомобиль изначально проектировался под четыре различных двигателя – модернизированный четырехцилиндровый (для такси), вновь разработанный трехлитровый V6 (для базовой машины), имевшийся в производстве V8 объемом 5,53 литра от ГАЗ-23 (спецверсия для КГБ), а также дизельный (для Европы). Но в начале 70-х цены на нефть значительно выросли, и от трехлитрового пришлось отказаться. Экспериментировали также с коробкой-автоматом, рычагом переключения на рулевой колонке и даже с полным приводом. На практике осталась четырехступенчатая механическая трансмиссия с рычагом в полу, как самая простая, дешевая, способствующая экономии топлива и уровню мирового автомобилестроения. Место под капотом занял модернизированный 2,4-литровый мотор с двухкамерным карбюратором.
В 1968 году была собрана опытная партия в 32 машины, в следующем собрали еще 215, а в конце года запустили конвейер. Машину оценили и за рубежом. Автомобиль ГАЗ-24 «Волга» был удостоен международных наград – золотых медалей на международных выставках в Пловдиве (1969 г.) и Лейпциге (1970 г.).
Далее автомобиль до 1976 года подвергался лишь незначительным усовершенствованиям, а вот на протяжении 1976-78 годов последовала первая серьезная модернизация, которую называют вторым поколением.
В эти годы «Волга» получила «клыки» с резиновыми вставками на бамперах, противотуманные фары на переднем бампере, задние фонари со встроенными катафотами, салон с измененным оформлением, в котором практически все металлические детали для безопасности закрыли пластиком, поменялась обивка сидений, появились ремни безопасности спереди и сзади, на задних стойках установили стояночные фонарики, ленточный спидометр заменили стрелочным. В таком виде машина выпускалась до 1985-го. Именно такая модель и у нашего коллекционера Михаила.
Следующее поколение «Волг» – 24-10. Но это уже совсем другая история…
Татьяна Кудряшова, "Лідская газета"
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад