«Ореховый крем» без орехов, «клубничный йогурт» без клубники и «фруктовые мюсли» без фруктов можно приобрести, если не обратить должное внимание на этикетки. К сожалению, производители, поставщики и импортеры нередко пользуются спешкой покупателей и их беспечностью: состав продукта пишут нечитаемым шрифтом, «забывают» сообщить о консервантах, красителях и других пищевых добавках, размещают на упаковке красивые рекламные картинки.
Производители помещают, например, на этикетку майонеза фотографию салата, на этикетку кетчупа – фотографию шашлыка, на коробку с макаронами – изображение готового блюда с помидорами и зеленью. Так делать можно, но только при условии, что данный продукт действительно используется при приготовлении этого блюда, и если на этикетке будет надпись «вариант приготовленного блюда» или аналогичными по смыслу словами.
Чтобы защитить потребителей от этих и других уловок недобросовестных производителей, разработаны требования к маркировке пищевой продукции в стандартах и технических регламентах, действующих не только в нашей стране, но и на всей территории Таможенного союза. Как рассказала начальник отдела государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и стандартов Гродненской областной инспекции Госстандарта Галина Валентукевич, одним из таких технических регламентов является ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». Им предусмотрено, что маркировка должна быть понятной, легкочитаемой и достоверной, а все надписи, знаки, символы необходимо делать контрастными фону, на который нанесена маркировка.
В частности, в наименовании пищевой продукции нельзя указывать компоненты, если они или продукты их переработки не входят в ее состав и в порядке убывания. То есть, например, если в колбасе на первом месте указана говядина, значит, в составе должно быть больше всего именно говядины, а не куриного мяса или сои. Обязательно на маркировке пищевых продуктов указываются в составе присутствующие в любых количествах арахис, аспартам, горчица, диоксид серы (сульфиты), если их ≥ 10 мг/кг(л), злаки, содержащие глютен, кунжут, люпин, моллюски, ракообразные, рыба, молоко, орехи, сельдерей, соя, яйца. Это связано с тем, что на них у человека может быть аллергия.
Пищевые добавки (консерванты, антиокислители, красители, усилители вкуса (аромата) и ароматизаторы) обычно маркируются буквой E и тремя цифрами (например, Е320). Перечень пищевых добавок, разрешенных для применения при производстве пищевой продукции, приведен в техническом регламенте Таможенного союза «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» ТР ТС 029/2012. Есть несколько пищевых добавок, о наличии которых в продукте нужно обязательно предупреждать потребителей.
Во-первых, это подсластители (сахарозаменители). На упаковке должна быть надпись «Содержит подсластитель (подсластители). При чрезмерном употреблении может (могут) оказывать слабительное действие». Во-вторых, аспартам и аспартам-ацесульфама соли, которые абсолютно противопоказаны больным фенилкетонурией. Обязательна надпись «Содержит источник фенилаланина». В-третьих, красители азорубин Е122, желтый хинолиновый Е104, желтый «солнечный закат» FCF Е110, красный очаровательный АС Е129, понсо 4R Е124 и тартразин Е102 должны сопровождаться надписью: «Содержит краситель (красители), который (которые) может (могут) оказывать отрицательное влияние на активность и внимание детей».
Кстати
С начала 2018 года специалистами Гродненской областной инспекции Госстандарта проверено на соответствие требованиям ТР ТС 022/2011 243 наименования пищевой продукции, из них 218 реализовывались с нарушениями в маркировке. В отношении виновных были приняты меры в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
В тему
Маркировка пищевой продукции должна содержать наименование, состав, количество, дату изготовления и срок годности, условия хранения. Помимо того, должны быть указаны наименование, место нахождения и юридические адреса изготовителя, импортера и других уполномоченных лиц. Следует прописывать и рекомендации и (или) ограничения по использованию, показатели пищевой ценности, сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов, единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Евразийского экономического союза.