Заря над Неманом Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио
АктуальноСоциумОбщественная жизньБлоги наших журналистовСтанислав ЗверовичНовости МостовщиныНовости МостовщиныЛюди нашей МостовщиныЛюди нашей МостовщиныЮбилейные даты80 лет освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиковЮбилейные даты80 лет Гродненской областиЮбилейные даты80 лет Победы в Великой Отечественной войнеБеларусь - ЭТО МЫ!Геноцид белорусского народа

Когда жители Княжеводцев шли на расстрел, пели святые песни и плакали

Когда жители Княжеводцев шли на расстрел, пели святые песни и плакали23 июля 2025 — 08:31

Все знают о трагедии деревни Княжеводцы, которую утром 23 июля 1943 года уничтожили фашисты вместе с жителями. Погибло 970 жителей, было сожжено около трёхсот домов.

Почему случилась эта трагедия? Что стало причиной и поводом для расправы с местными жителями? Кто совершил это злодеяние? По прошествии многих десятилетий по-прежнему важно знать ответ на эти вопросы.

Народное сопротивление

Как вспоминал начальник штаба партизанской бригады имени К. Калиновского, а затем председатель Мостовского райисполкома Сергей Чудинов, в листовках, вывешенных в населённых пунктах, немцы объясняли зверскую расправу тем, что жители деревни Княжеводцы активно помогали партизанам. Некоторые  ушли в лес. Немцы и полицаи неоднократно наведывались в деревню, искали партизан. Они несколько раз арестовывали жителей деревни, подозревая их в помощи народным мстителям. Так, за неделю до трагедии были арестованы несколько жителей Княжеводцев. Их отвезли в Скидель, пытали, а затем расстреляли.

Как отмечает Сергей Чудинов, в деревне существовала подпольная антифашистская группа. Такие же группы были в соседних деревнях Дубно и Лунно. Наши люди активно сопротивлялись оккупации.

На месте деревень – пепел пожарищ

До начала 1943 года немецкие репрессии по отношению к деревенскому населению носили избирательный характер. Уничтожались деревни в основном в партизанской зоне во время проведения карательных операций. Однако постепенно их масштаб усиливался. Первой летом 1943 года фашисты уничтожили деревню Шауличи. Команда палачей карательного отряда полицейского офицера Мюллера, сформированная  в Кёнигсберге, выезжала из Гродно поздно ночью на машинах или поезде. Местные прислужники к моменту приезда карателей собирали подводы, чтобы вывезти из уничтоженной деревни имущество.

Деревня Пузовичи возле Скиделя была сожжена 14 июля. Сейчас на её месте новый населённый пункт — деревня Партизанская. Спустя четыре дня, в воскресенье, 18 июля, были уничтожены вместе с жителями деревни Шкленск, Синий Камень и Поломье. 23 июля пришёл черёд одной из самых больших деревень Гродненщины – Княжеводцев.

Таким образом мы знаем, кто совершил злодеяние, расстрелял мирных жителей и сжёг их дома (до войны в Княжеводцах  было 260 дворов и 1020 жителей). Знаем и причину – не покорились жители Княжеводцев врагу, активно оказывали сопротивление.

Страшная месть

Стал известен и повод. Летом 1943 года на дороге рядом с деревней был уничтожен автомобиль с немецкими офицерами. В качестве мести фашисты организовали карательную операцию. Рано утром 23 июля населённый пункт окружили, а всех сельчан согнали в два сарая на окраине. Жители были расстреляны и сброшены в предварительно выкопанную могилу. Многие седели на глазах, плакали.

«Когда жители Княжеводцев шли на расстрел они пели святые песни и плакали», – вспоминала Вера Билида. Несколько человек спряталось под печками и на крышах домов, надеясь, что каратели быстро снимут оцепление. Однако фашисты поджигали каждый дом и стояли возле него, пока пламя не охватит всё строение. Прятавшиеся выбегали из задымленных хат, их тут же убивали из винтовок, бросая тела в огонь.

Вера Бышкало добавляет, что после того как фашисты сожгли деревню и жестоко расправились с её жителями, на пепелищах и в окрестностях ещё некоторое время собирали трупы. Одну женщину нашли мёртвой под печкой. В животе у неё торчали вилы.

Дом родителей Веры стоял на краю деревни, немного в отдалении, поэтому семья смогла уцелеть. Все, кому удалось убежать из деревни, спрятались в соседних Казаковцах, но через несколько дней и туда приехали немцы на мотоциклах. Люди бросились в лес.

В 10–11 часов утра всё было кончено – и немцы покинули пепелище. От большой деревни уцелело всего несколько домов на окраине. Спастись удалось около двум десяткам человек, в основном детям, которые смогли спрятаться во ржи. Евгения Курута, например, вспоминала, что она молодой девушкой переплыла на лодке Неман, чтобы помочь родственникам на жатве. Когда вернулась, дом был сожжён, а родителей не было в живых. Девушку приютили в партизанском отряде Александра Невского, что действовал в районе Скиделя. Воспоминания некоторых спасшихся жителей были записаны белорусскими писателями А. Адамовичем, Я. Брылем, В. Колесником для книги «Я з вогненнай вескі».

В братской могиле у д. Княжеводцы похоронены 970 жителей деревни, расстрелянных немецко-фашистскими захватчиками 23 июля 1943 года.

Уничтожена дважды

Зверства фашистов на этом не закончились. В деревню Княжеводцы они вернулись снова в июне 1944 года, уже перед отступлением. На этот раз, чтобы замести следы своего бесчеловечного преступления. 
В сохранившихся архивных документах, являющихся материалами уголовного дела, имеется акт, в котором зафиксированы подробности произошедшего. 

После войны была проведена эксгумация. Родственники узнавали близких по одежде. Под телом одной женщины нашли её маленьких дочерей, которые погибли не от пуль, а задохнулись под землёй.

Память бьёт набатом

В 1958 году на братской могиле был установлен памятник «Скорбящая мать». Он олицетворяет  собирательный образ всех матерей, дочерей, сестёр и жён, оплакивающих смерть родных от рук фашистских палачей.

В 2018 году проведена реконструкция памятного места. По инициативе Мостовской районной организации Белорусского общественного объединения ветеранов за счёт денежных средств предприятий, организаций, районных организаций общественных объединений, профсоюзных организаций, индивидуальных предпринимателей отремонтирован памятник, благоустроена территория захоронения. На трасе Мосты – Гродно установлен информационный знак «И помнить страшно. И забыть нельзя».

На Мостовщине помнили и помнят о трагедии Княжеводцев. Ежегодно 23 июля здесь проходят митинги с возложением цветов к могиле. Настоятель Дубненской церкви отец Николай совершает богослужение, называя поимённо всех погибших. Большая экспозиция есть в Дубненской средней школе имени Андрея Данилова.

Находясь на этом святом месте, люди  склоняют головы перед памятью погибших и обещают сделать всё возможное, чтобы никогда больше не повторились ужасы войны.

Станислав ЗВЕРОВИЧ


Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».


Назад
Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио