Кристина Камыш, корреспондент телеканала «Беларусь-1»:
«Вдумайтесь: какой должна быть жизнь в стране, чтобы люди были готовы бросить все и жить в лесу с маленькими детьми»

С ними, к слову, я общаюсь больше всего. В первую очередь хочу понять, что заставляет людей бежать из родной страны. Вчера я взяла интервью у десятка семей. У меня было шесть прямых эфиров и большой репортаж, и сегодня с утра уже три прямых включения.
Я записала интервью с мамой-беженкой, у которой двое детей: одному ребенку два года, второму восемь месяцев. Они продали все, отдали 15 000 долларов какой-то курдской компании, которая организовала весь этот, как они называют, трип. Им говорили, что все пройдет легко, что они без проблем пересекут границу. В итоге 28 дней семья провела в лесу. Сначала пытались выжить самостоятельно, потом присоединились к стихийному лагерю и только вчера переместились в логистический центр. Все было организовано. Беженцы привиты, у них есть паспорта вакцинации, страховки, документы, билеты. Трансфером они летели через Ирак, Иран, затем из Абу-Даби прибыли в Беларусь. Они отдали за это все, что у них было.
А теперь вдумайтесь: какой должна быть жизнь в стране, чтобы люди были готовы на такое – 28 дней жить в лесу в чужой стране с маленькими детьми, только чтобы не возвращаться на родину? Это просто гуманитарная катастрофа. Я приехала сюда, чтобы посмотреть в глаза этим людям и увидеть их правду, понять их. И я это сделала.
Сергей Шуманский, сотрудник телекомпании СТВ:
«Истории разные, но все они о том, что никто из беженцев не хочет вновь оказаться на своей родине»

Со многими людьми, находящимися здесь, мы уже знакомы, брали у них интервью. Они часто подходят к нам, чтобы просто спросить, какие новости, когда они смогут попасть в Германию и смогут ли вообще. Многие по-прежнему просят помочь. Дети приободрились, играют, веселятся. Вчера наш коллега привез для них большой пакет игрушек.
Люди ждут какого-то решения. Вчера очень боялись, думали, что их депортируют, приходилось нам, журналистам, объяснять, что никто не планирует этого делать (в какой-то степени мы почувствовали себя волонтерами). По сути, этим людям некуда возвращаться: кто-то все продал, кто-то лишился из-за войны. Истории разные, но все они о том, что оказаться на своей родине никто из них не хочет.
Мы познакомились, например, с одним парнем. Он футболист, хочет поехать в Германию, где сейчас находятся его друзья, и продолжить играть в футбол. Но, если не получится, планирует остаться в Беларуси и попытаться найти работу, по своей основной специальности он инженер.
Инна Согалович, журналист телерадиокомпании «Мир»:
«Когда я впервые зашла в лагерь беженцев, то не поверила своим глазам, что такое может происходить в 21 веке»

Многие мигранты очень открытые, были готовы отвечать на любые наши вопросы. Для меня это было удивительно, ведь они в такой сложной жизненной ситуации. А нас, журналистов, здесь так много, и каждый спрашивает у беженцев о личном, почему решили уехать и чего хотят от жизни. Многие люди плакали. Морально здесь сложно работать, конечно.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!