— Владислав Михайлович, некоторые считают, что если готовить печенье или булочки дома, то можно есть их в неограниченном количестве, ведь состав там, в отличие от покупных, натуральный. Так ли это?
— Не важно, домашнее печенье или купленное в магазине: содержание углеводов там одинаковое. А простые углеводы мгновенно всасываются в кровь и значительно повышают уровень глюкозы. И если энергию, полученную с продуктом, мы не успели израсходовать, излишки всегда превращают в жир. Такая программа заложена природой. Да, есть счастливчики, которые не склонны к набору веса, сколько бы ни съедали. Но это скорее особенности обмена веществ конкретного человека, таких людей немного.
Что касается состава магазинных сладостей, то его нужно уметь правильно читать. Иногда люди пугаются вполне безобидных ингредиентов, указанных на упаковке. Взять хотя бы камедь рожкового дерева. Звучит устрашающе, а на самом деле это углевод, который получают как экстракт растения и добавляют в продукт в качестве эмульгатора. Никакой опасности добавка не таит.
— Вот о трансжирах ничего хорошего не скажу. Если дома мы готовим, скажем, печенье, торты на сливочном масле, то в промышленных масштабах зачастую вместо него используют трансжиры, например, маргарин. Это попытка создать дешевый заменитель дорогих составляющих. Да, некоторые называют это революцией в питании: таким образом можно недорого накормить большое количество людей. Но за эту революцию мы платим своим здоровьем. Питаясь продуктами, в состав которых входят трансжиры, мы увеличиваем риск сердечно-сосудистых заболеваний, онкопатологий, атеросклероза. Поэтому налегать на маргариновые печенюшки не стоит.
Пальмовое масло тоже, мягко говоря, никакой пользы не несет. Многие стараются не покупать продукт, если видят этот ингредиент в составе. Поэтому некоторые производители откровенно о нем и не пишут, только указывают: «растительные жиры». Но если на этикетке стоит такая формулировка, то можно не сомневаться: в 90 % случаев речь идет о пальмовом масле.
Если рассматривать магазинную выпечку в этом аспекте, то понятно, что домашние сладости лучше. Но, повторюсь, калорийность у них высокая: сахара много и там, и там.
— Кстати, о сахаре. Различаются ли чем-то белый и коричневый?
— Разве что ценой. Попытка наделить тростниковый сахар какой-то мнимой пользой — не более чем маркетинговый ход: витаминов и микроэлементов нет ни в одном из видов. Ведь чтобы получить сахар, исходное сырье много раз вываривается, выпаривается, очищается. Этот процесс не оставляет никаких шансов — задержаться в продукте что-то ценное не может. Даже если вспомнить производство обычного сахара из свеклы, первичный продукт коричневатый, похож на тростниковый. Потом его отбеливают специальными веществами, которые, к слову, могут сохраняться и в конечном изделии. Кроме того, что это простой быстрый углевод, больше ничего о нем сказать нельзя. Сахар в чистом виде организму совершенно не нужен. И неважно, свекольный он или тростниковый. А необходимую энергию мы можем получать и из других, более качественных продуктов.
— Что можете сказать про мед?
— Он может быть полезен для организма, если помнить про некоторые особенности. В меде есть железо, марганец, медь, магний, витамины В1, В6, С, Е, Ка, фолиевая кислота. Этот субстрат содержит около 60 разных биоактивных веществ. Там есть полифенолы, фитонциды, некоторые природные антибиотики. Но несмотря на впечатляющий состав, с продуктом надо быть осторожным. Там много сахара — глюкозы и фруктозы. Каждый день ложками есть его точно не стоит. Мало того что мед очень калорийный, еще может вызывать аллергию. Поэтому детям до года он вообще противопоказан. А всем остальным побаловать себя медком иногда можно, но не злоупотреблять.
Нужно помнить, что продукт не стоит нагревать. Если мед прогреть до 50 градусов, теряются биологически-активные вещества, витамины. А вот когда мы доводим его до 65 градусов, там образуется оксиметилфурфурол. Это довольно серьезный канцероген, который токсичен для нервной системы. Такое вещество есть и в других продуктах, но зачастую его можно встретить в следовых количествах. А вот в перегретом меде оксиметилфурфурола становится много. Поэтому я бы не советовал добавлять эту сладость в горячий чай или печь с ним торты.
— Почему одни люди к сладкому равнодушны, а другие без него просто жить не могут? Правда ли, что во втором случае человеку просто не хватает какого-то вещества в организме?
— На эту тему каждый год проводятся новые исследования. И должен сказать, к единому мнению эксперты не пришли до сих пор. Но все же большинство специалистов считают, что нехватка каких-то веществ абсолютно ни при чем. Тяга и любовь к сладкому — привычки, пристрастия, заложенные человеку генетически или в детстве как традиции семьи, общества. Например, если родители не сластены, то в большинстве своем и дети к сладкому равнодушны.
— Правда ли, что действие сладостей похоже на наркотическое: если приучил себя к шоколадке или зефирке после обеда, потом и не «слезешь»?
— Были исследования и на эту тему. Специалисты использовали МРТ, позитронно-эмиссионную томографию, чтобы оценить, есть ли возбуждение центров удовольствия после употребления сладкого. Однако опять же к единому мнению пока не пришли. Одни эксперты на основе исследований безапелляционно утверждают: да, сладкое как наркотик — развивается зависимость. Другие специалисты говорят о том, что здесь слишком сложный механизм. Однозначно говорить не стоит. К тому же сладости тоже разные. Например, в шоколаде присутствуют вещества, похожие на те, которые содержатся в кокаине или марихуане. Но однозначно утверждать, что действие сладостей аналогично наркотическому, я бы не стал. Однако и определенную зависимость отрицать не буду.
— А вообще нужно ли сладкое нашему организму?
— Точно нет. Углеводы, а именно глюкоза, нам нужны, чтобы дать питание мозгу и энергию организму в целом. Кроме этого, у углеводов есть и иные функции. Это формирование иммунной системы, питание для микрофлоры кишечника, также они входят в состав мембран клеток. Но наш организм умеет получать глюкозу, не используя простые сахара. Поэтому без сладостей мы прекрасно можем прожить.
— Есть ли какая-то безопасная порция вкусного, чтобы и фигуре не навредить, и вкусовые рецепторы побаловать?
— Нет. Можно съесть что-то сладкое, а потом через 1,5 часа пробежаться или 40–50 минут походить, чтобы сжечь съеденное. Тогда и для фигуры это безопасно, и мы себя побаловали. Другими словами, порция упирается в вопрос о физической активности. Если человек лежебока, то ему, чтобы вес не набрать, нельзя даже пару зефиринок. А если активный, который всю полученную энергию израсходует, то немного сладостей фигуре не навредят. Посмотрите на детей. В большинстве своем они сластены. Но зачастую у них очень высокий уровень физической активности, и полученные калории сразу сгорают. Понятно, что употребление сладкого влечет за собой и другие проблемы, например, с зубами. Ведь бактерии во рту тоже очень любят сладенькое. И когда им это дают, они активно размножаются, вырабатывают кислоту, которая вредит зубной эмали.
— А что можете сказать про мороженое?
— Это неплохой продукт. Там есть практически все незаменимые аминокислоты, около 25 жирных кислот. Многие из них очень полезны для нашего организма: способствуют формированию клеточных мембран нервных волокон. В мороженом много микроэлементов. Это, в частности, кальций, фосфор, магний, калий, фтор. Поэтому, если десерт сделан из качественных натуральных ингредиентов, на него можно обратить внимание. Но как и все калорийные продукты его нужно употреблять с умом.
Знаю, что теперь придумали даже мороженое для людей, которые боятся набрать вес. Однако, как и обезжиренные творожки и йогурты, такое якобы малокалорийное блюдо полезным не назовешь. Дело в том, что во многих молочных продуктах жир выступает в качестве естественного эмульгатора: придает консистенцию. Если жир убрать, продукт превращается в бесформенное непонятное вещество. И чтобы вновь придать ему форму, туда добавляют «химию», которая разбухает, впитывает воду, опять делает творожок желеобразным. Если возвратиться к мороженому: хочется — съешьте обычное, не для худеющих.
— Общеизвестно, что шоколад поднимает настроение. Сколько его нужно съесть, чтобы почувствовать эффект?
— В шоколаде содержится немало аминокислоты триптофана, а она в свою очередь идет на выработку серотонина. Вот последний как раз и приносит нам удовольствие. А само ожидание процесса, приятный будоражащий вкус шоколада связаны с выработкой дофамина — гормона наслаждения.
Что касается порции — все индивидуально: кому-то достаточно и пары кусочков для поднятия настроения, а другой целую плитку съест и ничего не почувствует. Здесь важны также дозозависимый эффект, обстановка, психологическое состояние, при котором поглощается десерт. То есть если постоянно употреблять много шоколада, будет хотеться все больше.
Однако продуктов, богатых триптофаном, немало, например, сыр, орехи. Но люди, как правило, не связывают свое хорошее настроение с этими продуктами. Поэтому, что касается шоколада, — это еще и наши ожидания, настрой на удовольствие после того, как отведаешь любимой сладости.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!