Следующую неделю открывает праздник Казанской иконы Божией Матери (4 ноября). В отношении погоды считалось: «што Казанская пакажа, то i зiма скажа». Главный же метеопостулат звучал так: до Казанской не зима, а после Казанской не осень.
Но зачастую погода стояла еще не холодная, поэтому вплоть до Дмитрия — 8 ноября — скот выгоняли на пастбище. Но после того «жывёлка» уже оставалась во дворе, в хлеву: «да Змiтра яшчэ пасуць, а па Змiтру пiльнуюць».
День Казанской считался удачным для заключения брака: «хто на Казанскую жанiхаецца, той не пакаецца». В свою очередь «Змiцер» выступал своеобразным рубежом периода сватовства, ведь до поста оставалось менее трех недель.
По традиции сваты добирались к дому потенциальной невесты усложненным путем, даже когда она жила рядом: дорогу запутывали специально, чтобы сбить с толку всевозможные злые силы, способные навредить в такой ответственный момент. Подъехав к дому невесты, некоторое время стояли на крыльце и вели беседу, что называется, вокруг да около, напрямую о цели визита никто не говорил. Сватать девушку оправлялись поздно вечером или вовсе ночью, чтобы «ўвесцi ў зман усiх нячысцiкаў». Родители невесты не сразу давали ответ на предложение, просили дать возможность «паразважаць». Бывало, к «прыгожай i здатнай да працы дзяўчыны» сватались сразу несколько женихов, в таком случае родители сообщали о своем решении только перед самыми «заручынамi».
Те же, кто получал «адмову», не воспринимали отказ как оскорбление, хотя, конечно, было неприятно. Возникшую неудобную ситуацию старались перевести в шутку: мол, тут не обошлось без «нячысцiкаў» или неких местных «ведзьмакоў». В белорусских народных песнях и приговорах «Змiцер» выступает помощником при подготовке свадьбы: он и «чаны парыць, i пiва варыць, i сыноў жэнiць, i дачок замуж аддае».
В старину в некоторых восточных приграничных местностях Беларуси существовала традиция, по которой в дом к возможной невесте на некоторое время вселялся наблюдатель — «лежень». Он ничего не делал, только лежал на печке и смотрел, как девица управляется по хозяйству, чтобы потом доложить об этом будущим сватам.
Кстати, в свадебной обрядности пиво начинали варить в доме невесты в день рукобития. Традиционные рецепты пива сохранялись с давних времен. У нас практически каждая монополька, где варили пиво на продажу, имела особенную тару для него и свой товарный знак: до сего времени в музеях сохранились старинные пивные бутылки — настоящее произведение искусства. Очень интересной была и посуда для пива: у простого народа обычно деревянная и глиняная, дальше шла медная, потом оловянная (особенно ценились кружки из английского олова), еще выше рангом стояла серебряная и позолоченная, затем золотая, самыми дорогими считались кубки из венецианского стекла — не каждый богатей мог себе их позволить.
Обычно с Дмитрия начинались серьезные заморозки, когда еще влажная земля схватывалась в грудки, что создавало серьезные неудобства при передвижении: «святы Змiцер зямлю на груды пабiў, каб нiхто не хадзiў». Существовала и такая погодная примета: «калi Змiцер па снезе, то i Каляды са снегам, а вясна позняя». Отсутствие снега — так может быть вплоть до самого «Васiлля» (14 января).
Завершает неделю 10 ноября — Параскева Пятница, «апякунка прадзiва». Женщины старались не прясть не только в этот день, но вообще по пятницам на протяжении всего года.
"СБ"
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад