Каждый год в конце апреля мир вспоминает об аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Для жителей южной части Беларуси она разделила жизнь на "до" и "после". Невольный участник тех событий - уроженка г. Хойники Ольга Крытыш - рассказала нам, какие эмоции испытала, когда узнала об аварии, как происходила эвакуация людей и как сложилась ее жизнь после переезда.
Начало мая, взрослые и дети отмечают День труда, и как гром среди ясного неба – весть о взрыве на атомной электростанции.
К тому времени Ольге исполнилось 25 лет, она переехала в г. Мозырь, работала в детском саду. Создала с супругом Александром семью.
– Нам было очень страшно, мы не могли поверить! Сначала начали изучать литературу, чтобы узнать, как это событие может повлиять на нас и как минимизировать для нас последствия. Стали всегда закрывать окна, в щели закладывать полотенца, чтобы уличный воздух не попадал в дом, носить головные уборы. Помню, как на праздничном параде 1 Мая дети стали падать в обморок, а уже 2 мая страшную новость сообщили по радио, – вспоминает Ольга.
Многие начали уезжать, покидать свои дома, переселяясь в северные регионы. По улицам массово гнали скот, люди с багажом на транспорте переезжали подальше от места трагедии. Невидимый враг – ядовитый уран – высвободился и распространялся по воздуху.
Стали формировать автобусы для желающих, другие же оставались на месте. Ольга с семьёй переехала к родителям в г. Калинковичи, подальше от источника радиации. Позже они приехали в Гомель, откуда их эвакуировали в санаторий "Буг" в Брестской области. Там они прожили до октября, затем вернулись в Хойники.
– Военные снимали пласт земли в 30 см, накопивший радиацию, дезинфицировали землю, здания и т. д. Для детей стали организовывать месячные поездки для оздоровления в Италию, Германию, Польшу, где были "чистые зоны". Моих сыновей Сергея и Сашу также неоднократно отправляли в поездки. Правительство заботилось о здоровье детей. В школе их стали чаще кормить печенью трески, морской капустой, сушеными бананами, апельсинами. А взрослым выдавали продуктовые наборы на каждого ребёнка, – вспоминает наша собеседница.
К этому времени супруг Александр начал ездить на работу в Гродненскую область. Семья раздумывала: куда бы переехать, ведь дети находились на диспансерном учёте и необходимо было их увезти из зоны радиации. Совершенно случайно услышали о маленьком и уютном городе Мосты, располагающемся на берегу реки Неман. Супруг любил рыбалку, походы в лес. Так и приняли решение. В 1991 г. они получили квартиру на проспекте Мира. И вот началась новая жизнь семьи Крытыш. Супруг устроился в МПМК-155, Ольга – в среднюю школу №2, дети пошли в школу.
– Мы со страхом вспоминаем то время. Люди хватали вещи и уезжали, не зная, куда едут. Садились в поезд, предоставленный государством, и, терзаясь вопросом, что же ждёт нас дальше, покидали родные места. А сейчас мы рады, что переехали, нашли новый уютный дом, замечательный город. Дети выросли, младший сын подарил нам внука. А мы нашли новых друзей, которые в нужный момент помогли нам и оказали поддержку, – признаётся Ольга Леонидовна.
Анастасия Збереновская
Фото из личного архива Ольги Крытыш
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад