Уроки, секции, тренировки, соревнования… Каждый день учителя Дубненской школы Марии Косозубовой наполнен движением.
И это неудивительно. Ведь она учитель физической культуры и здоровья. Спортивный костюм, кроссовки и улыбка на лице – так она встречает своих учеников. И такой же ответ ждёт от них. Вот уже 10 лет, как она переступила порог Дубненской школы и остаётся верна ей и её ученикам до сих пор.
Как закалялся характер
Спорт всегда был неотъемлемой частью жизни Марии Александровны. Ей нравились уроки физкультуры в школе, потом она стала заниматься греблей, увлеклась футболом, затем выбрала соответствующую специальность в университете. А теперь это уже её образ жизни.
Но всё могло пойти совсем по другому пути. Родилась Мария в России. Очень рано потеряла родителей. Потом погибли её два брата. Для взрослого человека это уже огромная трагедия. Не каждый сможет выстоять перед такими ударами судьбы. А что говорить про маленькую девочку, которая осталась одна. Немудрено было потеряться в жизни во всех смыслах.
Но вовремя рядом оказались неравнодушные люди, которые стали опорой, защитой, поддержкой. Её к себе забрал дядя Игорь и бабушка. Так Мария оказалась в Мостах. Именно здесь она полюбила спорт, здесь познакомилась с греблей. И, несмотря на трудные жизненные перипетии, молодая девушка не озлобилась, не стала сетовать на судьбу, а всё взяла в свои руки. Очень рано она поняла, что только трудом сможет достичь поставленных целей.
Её Учителя
Уже сегодня, будучи педагогом, она с огромной благодарностью вспоминает своих учителей.
Много тёплых слов звучит в адрес первого тренера по гребле Владимира Задолина, который стал учителем не только в спорте, но и по жизни.
– Во многом благодаря ему у меня появились первые результаты в гребле и любовь к спорту. Он никогда не кричал, если что-то не получалось или не понимала. Мог очень красиво сказать, доходчиво объяснить. А главное – он научил меня работать. От него переняла принцип, что надо трудиться с большой самоотдачей любимому делу, – говорит Мария Александровна. – Этому учу и своих учащихся сегодня.
Кто в детстве не любил пошалить? Все дети в этом одинаковы. Кто-то больше, кто-то меньше, но каждый хоть когда-нибудь да доставлял своим педагогам и родителям минутки печали. Как признаётся Мария, она также не всегда отличалась примерным поведением.
– Я, как и многие, стояла «на ковре» у директора школы. Доставалось и моему классному руководителю Инне Александровне Жук из-за меня. Но после проделок всегда приходило осознание того, что именно сделано не так. Неоднократно просила прощения у классной, – вспоминает Мария Косозубова. – Инна Александровна мне очень помогла в жизни.
Особые слова признательности и благодарности звучат в адрес дяди Игоря. Потому как после окончания школы у героини возникла идея поступать на строительный факультет.
– Была такая мысль – стать строителем. Но он долго со мной говорил и, в конечном счёте, я послушалась. Это его слова «Ты столько бегала, прыгала, получала награды в спорте, что всё это будет зря?» стали окончательными. И сегодня я нисколько не жалею о выборе профессии. Люблю её, отдаю все силы и эмоции детям, – говорит молодая девушка.
Секреты успеха
Сегодня в Мостовском районе нет, наверное, человека, который бы не знал, кто такая Мария Косозубова. Достижения её детей звучат не только в нашем регионе, но и в областном центре, и в республике.
Мария Александровна считает себя счастливым учителем, потому что видит, как развиваются её дети, как становятся сильнее, какие успехи делают не только на уроках, но и на соревнованиях. Всегда стремится учебные занятия сделать не только программными, но и творческими, эмоциональными. Планирует свою работу так, чтобы увлечь спортом детей разного уровня физической подготовки. С огромным воодушевлением она часами может рассказывать, как из неуклюжего ребёнка сформировался спортивный человек. Глаза педагога загораются, а на губах светится улыбка, когда она перечисляет достижения своих подопечных. Причём это не только призовые места на соревнованиях, но и просто улучшение собственных физических показателей, когда, например, школьник не мог выполнить норматив контрольного упражнения, а теперь стал демонстрировать верхний уровень сформированности умений и навыков.
– Я фанат спорта. Особенно азартной становлюсь, когда вижу у ребёнка отдачу. Двери спортзала открыты для всех желающих заниматься. Но, на тренировках всегда подчёркиваю, что увлечённость спортом не должна становиться преградой на пути учебных знаний по другим предметам. У меня не проходит стереотип, что спортсмену необязательно учиться, если он занят в соревнованиях. В спорте тоже надо думать головой, знать тактику игры, понимать её динамику. Мы, как врачи, изучаем строение тела, мышц. Для эффективности в спорте это очень важно. Стараюсь с ребятами быть «на одной волне», могу использовать их современные словечки для более доходчивого объяснения. Злюсь, когда меня не слышат, поэтому дисциплина должна быть на высшем уровне. Бывают моменты усталости, хочется всё бросить и уйти. Но они очень быстро проходят, когда в зал заходят малыши, когда видишь их горящие глаза, их огромное желание развиваться, играть, тренироваться. Вмиг пропадает всякий пессимизм, – делится Мария Александровна. – Считаю, что главное в отношениях с детьми – быть честным и откровенным. Нельзя обманывать. И их этому учу.
Уже целая плеяда учеников М. Косозубовой пошли по её стопам. Например, Вадим Хильманович работает на факультете физической культуры в УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», Екатерина Воробей трудится в ГУО «Гимназия №1 г. Мосты», Надежда Ковалёва, Артём Седач, Саша Мелешко, Александра и Артём Дендеря – студенты факультета физической культуры. И это названа всего лишь малая часть выпускников, кого спортом увлекла педагог.
Эпоха в Дубненской школе
– Я благодарна начальнику управления Валентину Степановичу Тихоновичу за то, что он распределил молодого специалиста Марию Косозубову в 2013 году к нам в школу. После её появления спорт в Дубненской школе «зазвучал». Если когда-то мы были в рейтинге по спорту последними, то сейчас ниже призовых мест не опускаемся. Уже с первых дней работы в нашем учебном заведении было понятно, что она отдаётся полностью своей профессии. Тут молодой учитель был с причёской и в красивой одежде, а через минуту она в кепке и рабочем костюме красит пол в спортзале. Если раньше никто не просил дополнительно мячей, скакалок, то теперь Мария Александровна частый гость в моём кабинете. Но за её трудолюбие, за то, что дети к ней тянутся и что есть хорошие результаты, совсем не жалко потратить деньги на спортинвентарь, – говорит директор школы Лилия Пусь. – У неё даже летом нет перерыва – в спортзале всегда свет, стук мяча, голоса детей. Своим личным примером она учит их, как надо трудиться, какие силы вкладывать, чтобы получить профессиональное признание, стать успешным. Она, даже будучи в гипсе, приходит на тренировки.
Ровесница Республики
– Вы знаете, после вашего вопроса впервые задумалась о том, что значит быть ровесницей республики. Но параллели можно выделить. Жизнь независимой республики строилась на потере связей в 1991 году, когда была разруха, отсутствовала основа, всё надо было начинать сначала. Вот и я также прошла этот этап в своей жизни. Но ничего, постепенно всё наладилось у меня. И Беларусь последовательно развивалась, строилась государственность, фабрики, заводы, жилые дома, спортивные объекты. Посмотрите, сколько достижений в науке, спорте, социальной сфере сегодня есть в стране. Главное – надо работать, созидать, не останавливаться, а двигаться вперёд. Легко считать чужие деньги и говорить, что за границей хорошие зарплаты. Никто не видит, что стоит за этим. Была я там и всё видела. Не надо гнаться за «длинным рублём», надо делать то, к чему есть интерес, к чему тянутся душа и руки. Тогда и появится личное благополучие. Важно любить свою профессию, – говорит Мария Александровна.
Достижения
Под руководством Косозубовой М.А. учащиеся в 2021, 2022 годах стали победителями республиканской олимпиады по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»: три диплома I степени, два диплома II степени победителя третьего этапа; диплом III степени, диплом II степени победителя заключительного (республиканского) этапа.
Соревнования: два диплома III степени, диплом I степени победителя областной олимпиады по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» среди учащихся II ступени общего среднего образования, 2021 г., 2022 г.; два диплома I степени, диплом II степени и три диплома III степени по зимнему, летнему многоборью «Здоровье» Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь, 2021 г., 2022 г.; диплом II степени в республиканских соревнованиях по волейболу среди детей и подростков по месту жительства, 2021 г.; четыре диплома I степени, два диплома II степени, три диплома ІІІ степени управления спорта и туризма Гродненского облисполкома в первенстве ГУ «Гродненский областной ЦОР по гребным видам спорта», 2021 г., 2022 г.; диплом II степени, шесть дипломов III степени главного управления образования Гродненского облисполкома учреждения «Гродненский государственный областной центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов» в областной спартакиаде школьников по гребле на байдарках и каноэ, 2022 г.
Ирина БОЧКО
Оперативные и актуальные новости в нашем Telegram-канале
Подписывайтесь по ссылке
#образование #ровесники #молодой #Беларуси #Мостовщина
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад