Заря над Неманом Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио
АктуальноСоциумВ трудовом коллективеГод исторической памяти30 лет вывода войск из АфганистанаБлоги наших журналистовСтанислав ЗверовичНовости МостовщиныНовости МостовщиныЛюди нашей МостовщиныЛюди нашей Мостовщины

Как служил в Афганистане мостовчанин Александр Куропатский

Как служил в Афганистане мостовчанин Александр Куропатский15 февраля 2020 — 09:33

Весной 1985 года Александр Куропатский закончил в Мостах занятия в учебно-производственном комбинате и вскоре успешно сдал экзамены на право управления грузовым автомобилем. Он и не предполагал, что немногим более чем через год будет ездить по горным дорогам Афганистана.

 

Но до этого была служба в Кушке – самой южной точке Советского Союза. Именно отсюда первой в Афганистан вошла 5-я гвардейская мотострелковая дивизия. Здесь в учебной части молодой воин овладевал мастерством водителя в условиях, приближённым к тем, где ему вскоре доведётся продолжать службу.

 

–  Хорошо, что в армию призвали весной, –  говорит Александр, –  в Туркменистане климат не похож на наш. Было непривычно, что горный ветер афгани, с песком и пылью, может быстро посечь до крови незакрытые участки тела или серьёзно повредить глаза.  За лето мы адаптировались к местной жаре и другим неблагоприятным условиям. Так что смогли подготовиться в отличие от других солдат, которые попадали сразу на войну.

 

Александр Куропатский под руководством офицеров учился по горным дорогам водить военный КАМаз с прицепом, умел выполнить простой ремонт техники. Все понимали, где будут продолжать службу, и учились тому, что нужно на войне, постепенно набирались опыта.

 

Вскоре после сдачи экзаменов военных водителей перебросили в Баграм. В годы Афганской войны там находилась военно-воздушная база ВВС СССР. На аэродроме базировался 378-й штурмовой авиационный полк. А отдельный Московский батальон материального обеспечения, где довелось служить Александру Куропатскому, находился неподалёку за городом. У него была задача обеспечить военные аэродромы топливом. Бензин, керосин, дизельное топливо военные бензовозы доставляли из Кабула в Баграм, а также в Гардез, который использовался как операционная база ограниченного контингента советских войск в Афганистане.

 

В те годы можно было видеть такую картину: тяжело гружёные топливом военные КАМазы с прицепами в количестве машин 50-55  медленно поднимаются на перевал. Колонна растянулась на многие километры. Она очень уязвима для огнестрельного оружия, поэтому  и охраняют машины особенно тщательно. Стоит жара, но весь продолжительный южный день водители проводят за рулём. Колонна останавливается только ночью, когда двигаться особенно опасно. Быстро проходит короткая ночь – и снова за руль.

 

– За время службы в Афганистане меня, к счастью, не задела пуля и машина моя также оставалась невредимой, – рассказывает Александр Фёдорович, – хоть война есть война, всякое могло быть. Но гимнастёрка на спине не высыхала. Представьте: идёт на перевал тяжело гружёная машина, а меньше, чем по 15-20 тонн топлива не брали, дизельный двигатель от недостатка кислорода  в разреженном воздухе работает из последних сил. Водители тоже страшно устали. Но о себе не думаешь, все мысли о том, только бы подняться на перевал. Хорошие, надёжные в те годы были КАМазы, и мы их берегли и качественно обслуживали.

 

Конец службы у Александра Куропатского совпал со временем вывода войск из Афганистана. Так что весной 1988 года из Баграма воина отправили в Кабул, затем в Ташкент и Москву.

 

Вернувшись домой, пришёл на работу в Мостовскую сельхозтехнику, где трудился ещё до армии, затем перешёл в транспортный цех «Мостовдрева». Теперь работает на сортиментовозе «МАЗ» в лесозаготовительном цеху. На этом же предприятии в фанерном цеху трудится и жена Светлана Валерьевна. А сын Андрей служит в пограничных войсках в Гродно. Он старается служить так, как когда-то его отец.

Станислав ЗВЕРОВИЧ

Фото автора


Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».


Назад
Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио