Весной 1985 года Александр Куропатский закончил в Мостах занятия в учебно-производственном комбинате и вскоре успешно сдал экзамены на право управления грузовым автомобилем. Он и не предполагал, что немногим более чем через год будет ездить по горным дорогам Афганистана.
Но до этого была служба в Кушке – самой южной точке Советского Союза. Именно отсюда первой в Афганистан вошла 5-я гвардейская мотострелковая дивизия. Здесь в учебной части молодой воин овладевал мастерством водителя в условиях, приближённым к тем, где ему вскоре доведётся продолжать службу.
– Хорошо, что в армию призвали весной, – говорит Александр, – в Туркменистане климат не похож на наш. Было непривычно, что горный ветер афгани, с песком и пылью, может быстро посечь до крови незакрытые участки тела или серьёзно повредить глаза. За лето мы адаптировались к местной жаре и другим неблагоприятным условиям. Так что смогли подготовиться в отличие от других солдат, которые попадали сразу на войну.
Александр Куропатский под руководством офицеров учился по горным дорогам водить военный КАМаз с прицепом, умел выполнить простой ремонт техники. Все понимали, где будут продолжать службу, и учились тому, что нужно на войне, постепенно набирались опыта.
Вскоре после сдачи экзаменов военных водителей перебросили в Баграм. В годы Афганской войны там находилась военно-воздушная база ВВС СССР. На аэродроме базировался 378-й штурмовой авиационный полк. А отдельный Московский батальон материального обеспечения, где довелось служить Александру Куропатскому, находился неподалёку за городом. У него была задача обеспечить военные аэродромы топливом. Бензин, керосин, дизельное топливо военные бензовозы доставляли из Кабула в Баграм, а также в Гардез, который использовался как операционная база ограниченного контингента советских войск в Афганистане.
В те годы можно было видеть такую картину: тяжело гружёные топливом военные КАМазы с прицепами в количестве машин 50-55 медленно поднимаются на перевал. Колонна растянулась на многие километры. Она очень уязвима для огнестрельного оружия, поэтому и охраняют машины особенно тщательно. Стоит жара, но весь продолжительный южный день водители проводят за рулём. Колонна останавливается только ночью, когда двигаться особенно опасно. Быстро проходит короткая ночь – и снова за руль.
– За время службы в Афганистане меня, к счастью, не задела пуля и машина моя также оставалась невредимой, – рассказывает Александр Фёдорович, – хоть война есть война, всякое могло быть. Но гимнастёрка на спине не высыхала. Представьте: идёт на перевал тяжело гружёная машина, а меньше, чем по 15-20 тонн топлива не брали, дизельный двигатель от недостатка кислорода в разреженном воздухе работает из последних сил. Водители тоже страшно устали. Но о себе не думаешь, все мысли о том, только бы подняться на перевал. Хорошие, надёжные в те годы были КАМазы, и мы их берегли и качественно обслуживали.
Конец службы у Александра Куропатского совпал со временем вывода войск из Афганистана. Так что весной 1988 года из Баграма воина отправили в Кабул, затем в Ташкент и Москву.
Вернувшись домой, пришёл на работу в Мостовскую сельхозтехнику, где трудился ещё до армии, затем перешёл в транспортный цех «Мостовдрева». Теперь работает на сортиментовозе «МАЗ» в лесозаготовительном цеху. На этом же предприятии в фанерном цеху трудится и жена Светлана Валерьевна. А сын Андрей служит в пограничных войсках в Гродно. Он старается служить так, как когда-то его отец.
Станислав ЗВЕРОВИЧ
Фото автора
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад