Заря над Неманом Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио
АктуальноНовости МостовщиныНаш край

Как развивалась Мостовщина

Как развивалась Мостовщина01 июля 2015 — 10:00

15 января 1940 года Указом Президиума Верховного Совета БССР в составе Барановичской области был образован Мостовский район, который состоял из 11 сельских Советов. В Мостах был создан поселковый совет с правами горсовета. В августе 1941 года большая часть территории Мостовского района была включена в состав третьего рейха и подчинена Восточной Пруссии.

Гитлеровцы причинили неисчерпаемые бедствия населению Мостовщины. Весь мир облетела весть о трагедии деревни Княжеводцы, разделившей судьбу Хатыни. Подобные кровавые злодеяния каратели совершили в деревнях Задворье, Черленка, Щара, Шимки, Песчанка, Бояры. 23 июня 1944 года началась знаменитая операция «Багратион» по освобождению Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков. 13 июля был освобожден Мостовский район.

В годы войны погиб 2 681 мирный житель. Не вернулись с фронтов Великой Отечественной войны свыше 1000 уроженцев города и района. На Мостовщине были разрушены,   сожжены и разграблены предприятия, машинно – тракторная станция, культурно – бытовые учреждения, жилые дома, взорваны шоссейный и железнодорожный мосты через Неман. Огромный урон был нанесен фанерному и лесопильному заводам

С большим энтузиазмом жители Мостовщины в послевоенное время взялись за подъём народного хозяйства. Разворачивалось жилищное строительство. К концу 1945 года в поселке Мосты было сдано в эксплуатацию более 100 коммунальных квартир. В них переселялись семьи погибших воинов, инвалидов войны, фронтовиков и партизан. Быстрыми темпами велось индивидуальное строительство. Государство оказывало застройщикам большую помощь – выделяло кредиты, строительный лес и другие материалы.

Начались работы по восстановлению промышленных предприятий, автомобильного и железнодорожного транспорта, жилищно-коммунального хозяйства. В первые послевоенные годы были построены два кирпичных завода в деревне Белавичи, в деревне Пески – маслосырзавод республиканского значения.К 1949 году была завершена реконструкция лесозавода и фанерного завода, где был освоен выпуск новой продукции.

Вторая половина 50-х годов ознаменовалась успехами в развитии сельского хозяйства Мостовщины. Приток в колхозы грамотной молодежи и более рациональное использование техники содействовали повышению урожайности и подъему животноводства. Большую помощь труженикам деревни в подъеме сельского хозяйства оказывали коллективы промышленных предприятий.

Новые задачи встали перед страной в годы шестой пятилетки. Ответственное задание было определено мостовским деревообработчикам. Чтобы увеличить выпуск продукции, необходимо было провести реконструкцию предприятия без остановки производства. В завод-ских цехах устанавливались мощные отечественные лущильные станки – автоматы, высокопроизводительные клеевые прессы, автоматические ножницы для резки шпона и другое оборудование. Заметно улучшилась технология производства. Многое делалось для механизации трудоемких и транспортных работ.

Долгое время в Мостах два предприятия одного и того же профиля – фанерный и лесопильный заводы – существовали самостоятельно. В 1958 году заводы объединились. Образовалось новое предприятие – Мостовский  фанерно – деревообрабатывающий комбинат (ФанДОК). Укрупненное предприятие получило больше возможностей расширить производство и ассортимент выпускаемой продукции. К концу шестой пятилетки комбинат стал одним из крупнейших деревообрабатывающих предприятий республики. С ростом выпуска продукции расширились экономические связи Мостовского ФанДОКа.

Фанера, выпускаемая предприятием, шла почти во все уголки страны. Она использовалась в отделке эскалаторов Московского метро и залов Москов-ского государственного университета имени Ломоносова. Продукция комбината поставлялась в Германскую Демократическую Республику, Польскую и Венгерскую Народные Республики.

В годы восьмой пятилетки набирали мощь молодые предприятия – Мостовский ремонтный завод и Мостовское районное объединение «Сельхозтехника». Районное объединение «Сельхозтехника» поставляло технику в колхозы и совхозы в готовом к работе виде. Собиралась и регулировалась она на базе районного объединения и отличалась более надежной работой на полях района. Опыт мостовчан был высоко оценен в республике и вскоре получил повсеместное применение. Долгие годы руководил предприятием заслуженный инженер сельского хозяйства, лауреат государственной премии Совета Министров СССР Василий Леонтьевич Володось.

В связи с ростом строительных работ в сентябре 1967 года в Мостах  была создана новая строительная организация – передвижная механизированная колонна № 53, а в сентябре 1968 года – передвижная механизированная колонна № 11.

Изменялся облик города Мосты. Был разработан генеральный план-проект развития и застройки его на 30 лет. Осуществление плана началось с создания административно-общественного центра. Основу составили Дом Советов, районный узел связи, Дом быта, универмаг. Были построены кинотеатр «Современник», гостиница «Мосты».

В 1972 году был спроектирован и построен единственный в республике большепролетный пешеходный мост оригинальной конструкции. Идея его возведения принадлежала Евгению Титовичу Радкевичу, генеральному директору «Мостовдрева».

 В 1974 году  был восстановлен автодорожный мост через Неман, связавший центр города с его левобережной частью.Успешными для развития района стали 80 – е годы. За достигнутый рост урожайности, повышение производства продукции сельского хозяйства по итогам работы в 1982 году Мостовский район был награжден тремя переходящими Красными Знамёнами ЦК КПБ, Совета Министров БССР и ЦК ЛКСМБ. В 1983 году район стал  победителем  Всесоюзного социалистического соревнования за достижение наилучших  производственных показателей и награжден переходящим Красным Знаменем ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

Высоких наград удостоились колхоз «Дубно» имени Волковича и колхоз «Щара». Лучшим в стране был признан коллектив  Рогозницкого крахмального завода.В 1986 году Указом Президиума Верховного Совета Белорусской ССР за успехи в социально – экономическом и культурном развитии город Мосты был награжден Почетной грамотой.Неоднократно город получал переходящее Красное Знамя за образцовое санитарное состояние, благоустройство и озеленение.

Отдел идеологической работы, культуры и по делам молодёжи Мостовского райисполкома


Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».


Назад
Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио