Предложения о том, чтобы ограничить школьников в использовании мобильных телефонов, в Министерстве образования уже обсуждались. Однако официального запрета пока нет. У педагогов разное мнение на этот счет. Татьяна Веретина, заместитель директора по воспитательной работе средней школы № 26 г. Минска,считает, что смартфон вовсе не враг учебного процесса — иногда даже наоборот. Например, на уроках русской литературы учительница разрешает детям использовать гаджеты для музыкального сопровождения при чтении стихотворений.
Педагог признается, что ей очень грустно наблюдать за детьми, которые на переменах тихо стоят у стеночки, погруженные в мобильный экран:
— Детство должно быть резвым, подвижным, с улыбкой и шалостями. Надо научиться дозировать время «общения» с телефоном. Здесь вся надежда на взрослых.
Проблема номофобии вышла на мировой уровень. Ей объявили войну как белорусские, так и зарубежные специалисты.
Многодетная мама и писательница Ирина Сахно также уверена, что запретный плод сладок, а потому время использования мобильного телефона в их семье не ограничивается:
— Мы с мужем на личном примере показываем: гаджеты могут быть нам на руку. Это средство общения и развития. Но реальную жизнь оно заменять не должно. Учим детей контролировать нагрузку на зрение, советуем выключать компьютер и телефон за час до сна, читать книги и дышать свежим воздухом.
Мама считает, что зависимости от смартфона у ее детей нет — они используют его по делу. Так, старший сын занимается программированием и создает компьютерную игру, а дочь ведет видеоблог и публикует рассказы.
По мнению Ирины, если искренне проявлять интерес к ребенку, увлекать его, он сам оставит гаджет и будет наслаждаться живым общением. В противном случае смартфон превратится в убежище от проблем.
— Недавно я сама обнаружила у себя зависимость от соцсетей. После чего предложила детям совместно устраивать 2 — 3 дня без интернета. Послушать аудиокнигу или посмотреть фильм не в счет. Главное — ничего не писать и не читать на различных сайтах. Так мы избавляемся от информационного мусора, — рассказывает женщина.
Многие подростки не отрицают, что зависимы от мобильного телефона. Так, Алексей, учащийся 11-го класса гимназии № 61 г. Минска, проводит в смартфоне около семи часов в день:
— Стоит взглянуть правде в глаза: многие мои сверстники не могут представить жизнь без гаджетов. Если они ничем не заняты, их рука сразу же тянется к телефону. Поэтому худшее наказание для подростка — отключение интернета или изъятие мобильника. Печально, ведь детство проходит быстро и незаметно, а телефон только мешает наслаждаться чудесными мгновениями.
Согласна с этим и Лера, учащаяся 11-го класса гимназии № 1 г. Воложина. Девочка часто добровольно отдает маме свой смартфон, чтобы не отвлекаться от выполнения домашних заданий.
— Думаю, до 10 — 13 лет ребенок вообще не должен знать, что такое телефон. Пусть лучше дети играют с родителями и друзьями, нежели с гаджетами, — утверждает Лера.
О том, как решить проблему номофобии, рассказала психолог Марина Соснина:
— Подростку очень важно быть одобренным в кругу сверстников, чтобы укрепить веру в собственные силы. И в этом есть определенный смысл. Ведь
молодым людям придется дальше жить и работать именно со своим поколением, когда старшее уйдет. Чем больше лайков под публикацией, тем более любимым и значимым себя чувствует подросток. Для этого даже не нужно выходить из своей комнаты. И иногда родителям это удобно: ребенок нигде не ходит без дела и вроде под присмотром. Однако такое времяпрепровождение может привести к интернет-зависимости, последствием которой может стать повышение тревожности, депрессия, бессонница, импульсивность, а в некоторых ситуациях — суицид.
СИМПТОМАМИ СМАРТ-ЗАВИСИМОСТИ ПСИХОЛОГ НАЗЫВАЕТ СЛУЧАИ, КОГДА ПОДРОСТОК:
• испытывает тревогу, волнение, если нет возможности быстрого доступа к интернету;
• раздражается, сердится, если взрослый просит отложить смартфон;
• тратит больше установленного лимита или беспокоится о недостатке интернет-трафика, требует его увеличить;
• нервничает, злится, если не может зайти в социальную сеть, проверить уведомления;
ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЕСЛИ У ПОДРОСТКА ЕСТЬ СМАРТ-ЗАВИСИМОСТЬ?
1 Подавайте собственный пример. Разговаривая с ребенком, уделите все свое внимание ему, отложив смартфон. Беседуйте на темы, которые интересны подростку. Юмор — хороший помощник в общении.
2 Ограничьте время использования интернета. Например, установите правило: за обедом или перед сном никаких смартфонов.
3 Разрешите друзьям ребенка приходить к вам домой. Подростку необходимо живое общение со сверстниками.
4 Развивайте увлечения вашего сына или дочери, позволяйте им посещать спортивные секции, кружки по интересам.
5 Определите круг обязанностей подростка. Это развивает его ответственность и самостоятельность.
6 Обратитесь за помощью к психологу или психотерапевту. Сегодня существует целый ряд методов, в том числе когнитивно-поведенческая терапия, которые эффективно помогают справиться с зависимостью.
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад