![Как побороть зависимость от смартфона](/ru/files/news/image/684/0/1566993750.jpg)
Предложения о том, чтобы ограничить школьников в использовании мобильных телефонов, в Министерстве образования уже обсуждались. Однако официального запрета пока нет. У педагогов разное мнение на этот счет. Татьяна Веретина, заместитель директора по воспитательной работе средней школы № 26 г. Минска,считает, что смартфон вовсе не враг учебного процесса — иногда даже наоборот. Например, на уроках русской литературы учительница разрешает детям использовать гаджеты для музыкального сопровождения при чтении стихотворений.
![](https://www.sb.by/upload/resize_cache/slam.image/iblock/022/022ebe3ec2cd97b32420a25630830c61.jpg)
Педагог признается, что ей очень грустно наблюдать за детьми, которые на переменах тихо стоят у стеночки, погруженные в мобильный экран:
— Детство должно быть резвым, подвижным, с улыбкой и шалостями. Надо научиться дозировать время «общения» с телефоном. Здесь вся надежда на взрослых.
Проблема номофобии вышла на мировой уровень. Ей объявили войну как белорусские, так и зарубежные специалисты.
Многодетная мама и писательница Ирина Сахно также уверена, что запретный плод сладок, а потому время использования мобильного телефона в их семье не ограничивается:
![](https://www.sb.by/upload/resize_cache/slam.image/iblock/476/476009fe307282bd4d258dc37a76e5ea.jpg)
— Мы с мужем на личном примере показываем: гаджеты могут быть нам на руку. Это средство общения и развития. Но реальную жизнь оно заменять не должно. Учим детей контролировать нагрузку на зрение, советуем выключать компьютер и телефон за час до сна, читать книги и дышать свежим воздухом.
Мама считает, что зависимости от смартфона у ее детей нет — они используют его по делу. Так, старший сын занимается программированием и создает компьютерную игру, а дочь ведет видеоблог и публикует рассказы.
По мнению Ирины, если искренне проявлять интерес к ребенку, увлекать его, он сам оставит гаджет и будет наслаждаться живым общением. В противном случае смартфон превратится в убежище от проблем.
— Недавно я сама обнаружила у себя зависимость от соцсетей. После чего предложила детям совместно устраивать 2 — 3 дня без интернета. Послушать аудиокнигу или посмотреть фильм не в счет. Главное — ничего не писать и не читать на различных сайтах. Так мы избавляемся от информационного мусора, — рассказывает женщина.
![](https://www.sb.by/upload/resize_cache/slam.image/iblock/0ed/0ed23c9c2ddd838900a044b183be5363.jpg)
Многие подростки не отрицают, что зависимы от мобильного телефона. Так, Алексей, учащийся 11-го класса гимназии № 61 г. Минска, проводит в смартфоне около семи часов в день:
— Стоит взглянуть правде в глаза: многие мои сверстники не могут представить жизнь без гаджетов. Если они ничем не заняты, их рука сразу же тянется к телефону. Поэтому худшее наказание для подростка — отключение интернета или изъятие мобильника. Печально, ведь детство проходит быстро и незаметно, а телефон только мешает наслаждаться чудесными мгновениями.
![](https://www.sb.by/upload/resize_cache/slam.image/iblock/a9f/a9fc46445e07b9c3756c8ddb7984ee1e.jpg)
Согласна с этим и Лера, учащаяся 11-го класса гимназии № 1 г. Воложина. Девочка часто добровольно отдает маме свой смартфон, чтобы не отвлекаться от выполнения домашних заданий.
— Думаю, до 10 — 13 лет ребенок вообще не должен знать, что такое телефон. Пусть лучше дети играют с родителями и друзьями, нежели с гаджетами, — утверждает Лера.
О том, как решить проблему номофобии, рассказала психолог Марина Соснина:
— Подростку очень важно быть одобренным в кругу сверстников, чтобы укрепить веру в собственные силы. И в этом есть определенный смысл. Ведь
![](https://www.sb.by/upload/resize_cache/slam.image/iblock/b4e/b4eae4278f42b169893c586288df6057.jpg)
молодым людям придется дальше жить и работать именно со своим поколением, когда старшее уйдет. Чем больше лайков под публикацией, тем более любимым и значимым себя чувствует подросток. Для этого даже не нужно выходить из своей комнаты. И иногда родителям это удобно: ребенок нигде не ходит без дела и вроде под присмотром. Однако такое времяпрепровождение может привести к интернет-зависимости, последствием которой может стать повышение тревожности, депрессия, бессонница, импульсивность, а в некоторых ситуациях — суицид.
СИМПТОМАМИ СМАРТ-ЗАВИСИМОСТИ ПСИХОЛОГ НАЗЫВАЕТ СЛУЧАИ, КОГДА ПОДРОСТОК:
![](https://www.sb.by/upload/resize_cache/slam.image/iblock/435/855_2000_1/435652c781c30ab88811d39e136ae45f.jpg)
• испытывает тревогу, волнение, если нет возможности быстрого доступа к интернету;
• раздражается, сердится, если взрослый просит отложить смартфон;
• тратит больше установленного лимита или беспокоится о недостатке интернет-трафика, требует его увеличить;
• нервничает, злится, если не может зайти в социальную сеть, проверить уведомления;
![](https://www.sb.by/upload/resize_cache/slam.image/iblock/d35/d3552adf1158c7fa12c2b01d77a9fbdd.jpg)
ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЕСЛИ У ПОДРОСТКА ЕСТЬ СМАРТ-ЗАВИСИМОСТЬ?
1 Подавайте собственный пример. Разговаривая с ребенком, уделите все свое внимание ему, отложив смартфон. Беседуйте на темы, которые интересны подростку. Юмор — хороший помощник в общении.
2 Ограничьте время использования интернета. Например, установите правило: за обедом или перед сном никаких смартфонов.
3 Разрешите друзьям ребенка приходить к вам домой. Подростку необходимо живое общение со сверстниками.
4 Развивайте увлечения вашего сына или дочери, позволяйте им посещать спортивные секции, кружки по интересам.
5 Определите круг обязанностей подростка. Это развивает его ответственность и самостоятельность.
6 Обратитесь за помощью к психологу или психотерапевту. Сегодня существует целый ряд методов, в том числе когнитивно-поведенческая терапия, которые эффективно помогают справиться с зависимостью.
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад