В Мостовском районе завершилась операция по подъёму артиллерийского тягача времён Великой Отечественной войны.
Как всё начиналось
На реке Щара около деревни Дворок Мостовского района на протяжении пяти дней спасатели Республиканского отряда специального назначения «ЗУБР», сотрудники историко-культурного комплекса «Линия Сталина», драйверы клуба «Капитан Морган» при всесторонней поддержке Мостовского райисполкома, Мостовского РОЧС, сельхозорганизаций района выполнили целый ряд сложнейших работ по подъёму СТЗ-5.
– Об этом месте мы узнали от наших добровольных помощников, которые собирают информацию о событиях Великой Отечественной войны, общаясь с местным населением. В сентябре этого года получили сведения, что здесь есть единица военной техники. Выехали на место, с помощью дронов провели изучение территории – информация подтвердилась. Совершили обмеры гусениц, траков, роликов. На основании этого и вынесли предположение о том, что это артиллерийский тягач СТЗ-5. Затем потребовалось время на прохождение согласования с различными министерствами, получение разрешения, и вот уже 30 октября разбили наш лагерь на берегах Щары, – рассказал руководитель подъёма, директор по развитию историко-культурного комплекса «Линия Сталина» Михаил Метла.
Трагедия 1941 года
В конце июня 1941 года на стратегическом шоссе Белосток-Волковыск-Слоним разыгралась героическая трагедия, жертвенности и мужеству равнозначная Бресту, а по масштабу и боевому эффекту превосходящая его. Это Зельва, зельвенская переправа, зельвенский прорыв, зельвенская бутылка, зельвенский котёл, зельвенская мясорубка. Из «белостокского мешка» был только один выход – через «горловину» Зельва-Деречин-Слоним. Отступая с так называемого Белостокского выступа, на этой дороге оказалась стянутой огромная масса войск Красной Армии. Во всю ширину дороги двигались грузовики и танки, колонны пехоты и кавалерии, тягачи с орудиями и санитарные фургоны, телеги с беженцами и машины с армейским имуществом… Немецкие пикирующие бомбардировщики совершенно безнаказанно налетали волна за волной. Никогда ранее в истории войн не было столь убийственного избиения войск с воздуха. Отступать по-другому не было возможности.
По версии историков, в годы войны в этом месте у д. Дворок был мост, соединявший берега реки Щара. Здесь также произошло скопление техники Красной Армии. В ходе наступательной операции фашисты взорвали путепровод и таким образом затопили тягач СТЗ-5. По воспоминаниям ветеранов, единственная дорога к мосту среди болот была завалена сгоревшей техникой, убитыми лошадьми, разбитыми повозками и погибшими. А 27 июня 1941 года высота на восточном берегу Щары была занята фашистами.
Сложно, но можно
На протяжении четырёх дней сотрудники «Линии Сталина», драйверы и спасатели отряда специального назначения «Зубр» работали, стараясь максимально бережно поднять тягач СТЗ-5, который пролежал в песке и воде более 80 лет. В этом и заключались сложности – тягач уже основательно осел в песке, а силой вытаскивать его означало неминуемо повредить.
Первая попытка использовать экскаватор для поднятия оказалась неудачной. Всё осложнялось высоким уровнем воды, текучим песком. Поэтому было принято решение использовать плавающие мотопомпы «Ниагара», рукава и грунтомёты, переносные генераторы для откачки песка от объекта. Всё это снаряжение было в распоряжении спасателей. Бережно омывая СТЗ-5, драйверы постарались зацепить тросы за ходовую часть. Но артиллерийский тягач не думал сдаваться. Было порвано много стальных тросов. К концу четвёртого дня среди участников операции стало появляться пессимистичное настроение – одолевали сомнения в успехе поднятия. Но сдаваться – не в характере людей, которые помнят и чтут память героев войны, которые уже подняли и восстановили другую военную технику. Работа шла непрерывно, нон-стоп. Первый толчок и первые круги на воде, появившиеся в 17.00 2 ноября, возродили надежду на успех. И только лишь через 4 часа артиллерийский тягач был вытащен на сушу. Крики «ура» огласили берега Щары. Это просто непередаваемые ощущения. Свидетель страшных боёв на Мостовщине возвратился из прошлого. Что он нам расскажет? Это станет известно после его доставки на «Линию Сталина», где будет проходить реставрация. Стоит отметить, что ходовая часть СТЗ-5 не повреждена: все гусеницы, диски, траки, ролики, коробка передач, карбюратор целы. А вот кабину и деревянную платформу с откидными бортами для перевозки людей и снарядов придётся восстанавливать умельцам историко-культурного комплекса. Но они уверены, что уже весной будущего года эта техника сможет продемонстрировать свой потенциал.
Нам есть чем гордиться
Находясь рядом и наблюдая за процессом поднятия СТЗ-5, меня не покидало чувство гордости.
Гордость за мужество и стойкость наших дедов и прадедов во время Великой Отечественной войны, которые, вынужденные отступать, продолжали сражаться за каждый клочок земли.
Гордость за таких вот людей, которые, несмотря на трудности, идут к достижению цели. Председатель белорусской федерации подводного спорта Вячеслав Романович вместе с другими драйверами провёл четыре дня в воде, омывая технику. Заместитель начальника центра Республиканского отряда специального назначения «ЗУБР» Денис Каешко со спасателями четыре дня обеспечивали бесперебойную и безопасную работу спецтехники по подъёму тягача. Директор по развитию историко-культурного комплекса «Линия Сталина» Михаил Метла, руководитель группы по ремонту вооружения Сергей Захаров и другие специалисты комплекса четыре дня делали возможным подъём без повреждений СТЗ-5. Все они по крупицам восстанавливают военную историю, технику, бережно хранят и через реконструкцию событий оживляют военные события, чтобы мы и наши дети помнили, какой ценой досталась победа, свобода и независимость страны.
Переполняет гордость за техническое оснащение организаций, участвовавших в операции. Благодаря внедрению научных достижений, мы сегодня имеем современную технику, способную обеспечить выполнение различных процессов практически в любых условиях.
Ирина БОЧКО
Фото и видео автора
Историческая справка
В годы Великой Отечественной войны Красная армия широко использовала быстроходный артиллерийский тягач СТЗ-5 для буксировки дивизионных орудий – к примеру, 122-мм гаубиц М-30 или 152-мм гаубиц М-10.
Тягач СТЗ-5 производился в 1937-1942 гг. на Сталинградском тракторном заводе, успевшем до начала боёв в городе выпустить чуть менее 10 000 экземпляров, в том числе порядка 4000 – до войны.
Конструктивно тягач СТЗ-5 был аналогичен массово выпускавшемуся трактору СХТЗ-НАТИ, закрытую кабину которого перенесли вперёд, и теперь механик-водитель и командир расчёта буксируемого орудия сидели по бокам от двигателя. Позади кабины был установлен топливный бак ёмкостью 148 литров и оборудован открытый кузов с откидными бортами и легкосъёмным брезентовым тентом для размещения восьми человек расчёта и грузов.
Четырёхцилиндровый карбюраторный двигатель 1МА мощностью 52 л.с. обеспечивал тягачу с полной массой около 5800 кг максимальную скорость 20-22 км/час, но при буксировке орудия по грунтовой дороге она падала до 10-15 км/час. Двигатель был многотопливным – запускался на бензине, после чего переключался на питание более тяжёлым керосином или лигроином. Расход топлива на 1 км пути при буксировке орудия достигал 1,5-2,5 литров.
Это интересно
А вы знали, что СТЗ-5 первоначально использовался в качестве шасси для установок реактивной артиллерии БМ-13 – знаменитых «Катюш»?
А знаете, почему впоследствии отказались от использования тягача для «Катюш»? Всё просто. После запуска реактивных снарядов гусеничный тягач не мог оперативно сменить расположение, а потому становился удобной мишенью для вражеской артиллерии.
Видео
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад