Два варианта расчетов за электроэнергию предложены для обсужденияНастоящей статьей РУП «Гродноэнерго» содействует в общественном обсуждении важных для населения нашей страны вопросов социальной политики государства. В настоящее время, несмотря на значительный рост цен (более чем в 4 раза) на топливно-энергетические ресурсы для организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги населению, тарифы на такие услуги за последние несколько лет увеличились незначительно. Это объясняется проводимой в стране социально ориентированной политикой государства, направленной на сдерживание роста платежей за жилищно-коммунальные услуги в привязке к темпам роста заработной платы и других доходов населения.К примеру, установленные тарифы на электрическую энергию для населения возмещают менее 35 % затрат энергоснабжающих организаций на ее производство и доставку потребителю.
Учитывая низкий уровень тарифов на электрическую энергию, у населения отсутствует экономический стимул для рационального использования электрической энергии и проведения мероприятий по экономному ее расходованию. Для страны, импортирующей значительное количество топливно-энергетических ресурсов, очень важным является заинтересовать граждан к их экономии.
Понимая важность ликвидации таких ценовых диспропорций, Правительство Республики Беларусь в своих программных документах о деятельности на 2011 - 2015 годы утвердило необходимость обеспечения к 2015 году полного возмещения установленными для населения тарифами на электроэнергию затрат энергоснабжающих организаций, связанных с оказанием услуг по электроснабжению.
С этой целью предлагаются к общественному обсуждению два варианта формирования государственной тарифной политики в области электроснабжения населения, при этом по каждому из вариантов прогнозируется к 2015 году увеличение тарифов на электрическую энергию для населения до уровня, обеспечивающего полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание услуг электроснабжения.
Вариант 1Внедрение в республике дифференцированной оплаты населением услуг электроснабжения в зависимости от объемов потребления (по аналогии с действующим в республике механизмом оплаты населением жилищно-коммунальной услуги водоснабжения) с поэтапным повышением уровня «базового» тарифа на электрическую энергию в привязке к темпам роста заработной платы и других доходов населения. При этом предлагается установить «льготные» объемы потребления электроэнергии на абонента (семью) в зависимости от количества зарегистрированных в жилом помещении граждан, от сезона года и от типа установленной в жилом помещении плиты для пищеприготовления (электрическая или газовая), которые будут оплачиваться по «базовому» тарифу (действующий по состоянию на 1 сентября 2012 г. тариф – 250,6 руб./кВт*ч для жилых помещений с электрической плитой и 295,0 руб./кВт*ч для жилых помещений с газовой плитой).
Для семей устанавливаются следующие «льготные» объемы электропотребления:Электроэнергия, потребленная сверх установленных «льготных» объемов, будет оплачиваться по более высокому тарифу, до 2015 года – по тарифу, обеспечивающему полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание услуг электроснабжения (по состоянию на 1 сентября 2012 г. – 595,9 руб./кВт*ч).
Данный тариф также будет применяться в квартирах (жилых домах), где отсутствуют зарегистрированные граждане и для токоприёмников -- циркулярная пила, гараж, дача, летняя кухня и прочее.Предлагаемый вариант 1 потребует:- подготовительной работы по сбору информации о количестве зарегистрированных в жилых домах (квартирах) граждан, в связи с чем внед-рение указанного варианта возможно не ранее 1 января 2013 года;- ежемесячной актуализации информации о количестве зарегистрированных в жилых домах (квартирах) граждан;- дополнительных человеческих и финансовых ресурсов на сопровождение системы дифференцированной оплаты населением услуг электроснабжения, связанных с необходимостью проведения энергоснабжающими организациями дополнительных сверок показаний приборов учета электрической энергии у потребителей, проверок платежей, контроля и актуализации баз данных по абонентам энергоснабжающих организаций.
При этом, чтобы исключить значительные объемы перерасчетов оплаты за потребленную электрическую энергию, связанные с регистрацией (перерегистрацией) граждан, населению потребуется своевременно информировать организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда, председателей правления жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, председателей товариществ собственников, председателей сельских (поселковых) исполнительных комитетов обо всех изменениях в составах семей.
ПосчитаемВ квартире, в которой установлена электрическая плита, проживает семья из трех человек. В январе эта семья потребила 200 кВт*ч электроэнергии. В соответствии с данными, приведенными в таблице, для семьи из трех человек, проживающей в квартире, оборудованной электрической плитой, для периода с 1 октября по 31 марта установлен «льготный» объем электропотребления -- 175 кВт*ч. Таким образом, за январь семья должна будет оплатить 175 кВт*ч по «базовому» тарифу (250,6 руб./кВт*ч), а 25 кВт*ч (разницу между потребленными 200 кВт*ч и «льготным» объемом 175 кВт*ч) оплатить по более высокому тарифу (595,9 руб./кВт*ч). В результате стоимость оплаты за электроэнергию составит 58753 рубля (175x250,6 + 25x595,9 = 58753). По сравнению с действующей системой оплаты услуг электроснабжения прирост в оплате для рассматриваемой семьи составит 8633 рубля (175x250,6 + 25x595,9 – 200x250,6 = 8633).
При этом, если рассматриваемая семья предпримет дополнительные меры по энергосбережению и рациональному расходованию электрической энергии, которые позволят снизить электропотребление на 25 кВт*ч, то семейный бюджет не только сохранит упомянутые 8 610 рублей, но и сэкономит расходы на оплату услуг электроснабжения на 6270 рублей.Указанная система дифференцированной оплаты населением услуг электроснабжения не будет распространяться на- семьи, в которых есть граждане, имеющие льготы по оплате потребленной электроэнергии;- семьи, которые относятся к многодетным семьям и детским домам семейного типа;- семьи, которые осуществляют расчеты за электрическую энергию по тарифам, дифференцированным по временным периодам (зонам суток);- семьи, проживающие в жилых домах ведомственного жилого фонда, общежитиях;- членов садоводческих товариществ, дачных и гаражных кооперативов;- членов товариществ собственников, граждан-застройщиков, чьи организации рассчитываются за потребленную на бытовые нужды электрическую энергию по групповым приборам учета электрической энергии.
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад