Очередной день информирования проходит в Мостовском районе. Во время встреч информационно-пропагандистских групп в трудовых коллективах и по месту жительства обсуждаются предлагаемые изменения в Конституцию Республики Беларусь. Внимание обращено на вопросы ответственности за регистрацию на интернет-ресурсах, признанных экстремистскими, а также за распространение экстремистских материалов. Актуально звучит тема безопасности при проведении новогодних и рождественских праздников. Говорят на собраниях и об уважительном отношении к правам и достоинству инвалидов, о создании условий для комфорта лиц с ограниченными возможностями.
Конституция Республики Беларусь – политико-правовой фундамент единства народа и его социальной защищённости
Сегодня Беларусь выходит на новый этап своего исторического развития. Модернизация белорусского общества, новые потребности людей, необходимость обновления политической системы – это объективные предпосылки того, почему назрела необходимость изменения Конституции Республики Беларусь.
В ближайшее время подготовленный проект Основного закона, над которым работала специально созданная группа, будет вынесен на всенародное обсуждение. Каждый из нас сможет стать участником конституционного созидательного процесса, а это значит – творцом общего будущего, будущего белорусского народа.
Какие же изменения в Конституцию предлагаются? Преамбула дополнена положениями о сохранении национальной самобытности и суверенитета, культурных и духовных традиций. Это отражает важную общемировую тенденцию. Современные государства осознали не только достоинства, но и недостатки глобализации и интеграции. Стало очевидно: сегодня как никогда обострена проблема национальной идентичности. Где нет национальной идентичности, нет солидарности и консолидации граждан. Где нет сильной нации, нет самостоятельного суверенного государства.
При работе над конституционными положениями, касающимися прав и свобод граждан, рабочая группа по доработке проекта Конституции исходила из необходимости расставить акценты, обозначить ключевые задачи государства, стимулировать участие граждан в решении общих вопросов. То есть показать формы и модели взаимодействия граждан, общества, государства.
Это касается и деятельности общественных институтов (политических партий и общественных организаций), и государственных гарантий особо уязвимым слоям населения, и работы по новым направлениям (защита персональных данных, внедрение инноваций и др.). Стоит отметить, что с учетом современных вызовов вопросу сохранения конфиденциальности персональных данных в Конституции уделено особое внимание.
Приоритетом социальной политики Беларуси продолжает оставаться защита интересов простых граждан и поддержка людей, находящихся в сложной жизненной ситуации. Особое внимание в проекте Конституции уделено воспитанию традиционных семейных ценностей, поддержке семей с детьми и молодежи, заботе государства о пожилых людях и инвалидах.
Вместе с тем предлагается ввести и социальную ответственность граждан перед обществом и государством, то есть произойдет не только расширение прав, но и закрепление обязанностей. Конституция – это не набор льгот, это ряд гарантий, которые предоставлены государством нашим гражданам.
Повышение личной ответственности – первый шаг в направлении формирования модели взаимодействия государства и гражданина по принципу «государство – партнер», закрепленному в резолюции VI ВНС и предполагающего укрепление диалога и взаимного доверия между государством и обществом, государством и человеком, государством и бизнесом с сохранением всех социальных гарантий со стороны государства и одновременными обязательствами граждан участвовать в развитии государства и общества.
Не менее важным конституционным посылом является сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне и массовом героизме народа. Это сделано для настоящего и будущих поколений, для объединения духовного настроя белорусского общества, его единения и мобилизации на преодоление трудностей. Как отмечал Глава государства: «Нет благороднее миссии, чем сохранение исторической памяти во имя светлого будущего».
Актуальным и для многих ожидаемым является введение нового института защиты гарантированных прав граждан – подачи напрямую в Конституционный Суд конституционной жалобы.
Помимо социального блока вопросов, предлагаемые изменения в Конституцию затрагивают вопросы государственного устройства нашей страны.
Так, рабочей группой сформулированы нормы, определяющие статус, порядок формирования и полномочия ВНС, который станет высшим представительным органом народовластия, будет выполнять стабилизирующую и консолидирующую функции в обществе.
Придание конституционного статуса ВНС является свидетельством оформления самобытной модели белорусского народовластия.
Предлагаемые изменения также направлены на обеспечение баланса полномочий органов государственной власти. Сохраняя Беларусь президентской республикой, политическая система в Конституции выстраивается таким образом, чтобы каждая ветвь власти была сбалансирована и имела рычаги воздействия на другую, если та становится на путь нарушения Конституции и законодательства.
В связи с тем, что высшим должностным лицом продолжает являться Президент, предполагается, что в Конституции будут несколько ужесточены требования к кандидатам на данную должность. Также планируется введение ограничений по срокам для Главы государства – не более двух. Изменения может претерпеть процедура импичмента: с учетом полномочий ВНС она будет скорректирована, в некоторой степени даже несколько упрощена.
Кроме того, в новом Основном законе будет отражено повышение роли Парламента и наделение его дополнительными контрольными функциями.
Стоит вопрос и об усилении позиций Правительства. Это нашло отражение, в частности, в том, что Премьер-министр будет самостоятельно вносить состав Правительства на утверждение Президента и, как следствие, нести ответственность за его работу.
Кроме того, законопроекты, влекущие сокращение государственных средств, а также увеличение расходов, будут вноситься в Парламент только при наличии соответствующего заключения Совета Министров, в котором будет даваться оценка предлагаемым бюджетным затратам.
Благодаря Конституции в правовом поле закрепляются столпы белорусской модели общественного развития:
– сильное государство;
– социально-ориентированная рыночная экономика;
– традиционные христианские ценности.
Каждый белорус может принять активное участие в обсуждении проекта Конституции, потому что очевидно: на этом этапе возможно поступление предложений, которые будут заслуживать внимания. Они будут учтены, чтобы по результатам всенародного обсуждения Беларусь получила Конституцию, в которой сохранится социально ориентированная направленность с опорой на сильное государство и сильные традиции, которые существуют у нас в стране.
Служба информации газеты «Зара над Нёманам»
Фото Натальи ШЕВЧИК
и Анны МАКАР
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад