На Мостовщине произошло немало событий, которыми мы можем гордиться. 28 апреля 1972 года в торжественной обстановке был открыт подвесной мост через реку Неман, построенный Мостовдревом.
Много мостовчан пришло посмотреть на это удивительное мероприятие. В числе их был и автор этих строк. В музее предприятия есть снимки того события, опубликованные газетой «Мостовский деревообработчик».
На то время в городе Мосты не было ни пешеходного, ни автомобильного моста через Неман. Был железнодорожный, но проход людей по нему, как и сейчас, был запрещён. Служил людям только понтонный мост, который ежегодно в марте-апреле разводили, чтобы льдинами его не унесло во время ледохода. Бывало, что мостовчане просыпались под звуки взрывов. Это сапёры рвали лёд на Немане, чтобы он не разрушил понтонный мост.
А как жителям левобережья было добираться на работу на Мостовдрев, который расположился на правом берегу Немана? Только на лодках! Во время ледохода это была чрезвычайно опасная и рискованная переправа. В памяти людей ещё была трагедия 1946 года, когда на реке Неман затонул паром. Проблему решал подвесной пешеходный мост. Поэтому с ним и было связано столько надежд.
Постройку его задумал генеральный директор Евгений Титович Радкевич, уроженец Архангельска. Раньше он работал на Севере, где много бурных горных рек, и видел, как строят подвесные мосты. Принимал участие в этом деле и сам, работая инженером на предприятиях, заготавливающих древесину.
Проектную документацию изготовили в конструкторском бюро предприятия. Сейчас это кажется невероятным. Люди, которые проектировали здания, сделали проект моста! Вот что значило хорошее классическое образование.
Мостовчанка Надежда Сидорова, которая после окончания Минского лесотехнического института работала заместителем начальника конструкторского бюро предприятия, вспоминает:
– Самая интересная работа была в конструкторском бюро, – проектировали здания, сооружения, новые производства. С воодушевлением разрабатывали конструкции подвесного моста. И хотя эта работа была не плановой, отнимала немало личного времени, все вкладывали в неё душу. Ведь он так был необходим нашему городу. Теперь у меня слёзы наворачиваются на глаза, когда я подхожу к памятному знаку у моста. Спасибо генеральному директору Сергею Ососову за увековечение памяти нашего труда.
А тогда, зимой 1971-72 гг. подвесной мост собрали на льду реки Неман. Ещё ранее построили с двух сторон реки пилоны, на которые закрепили тросы. Перед началом ледохода мост подняли над Неманом, начались его испытания.
28 апреля на открытие собралось множество горожан. Никто раньше не видел подвесных мостов такой длины. Люди сомневались, выдержит ли он нагрузку, когда на него ступят десятки людей. Восхищению присутствующих не было предела, когда по подвесному мосту с одного берега на другой на небольшом тракторе проехал механизатор Михаил Бурчик вместе с генеральным директором Евгением Радкевичем. Долго не смолкали бурные аплодисменты. Тогда ещё никто не знал, что подвесной мост станет брендом нашего города, что он будет использоваться главным образом для отдыха горожан. В то время жители левобережья радовались возможности без проблем добраться на работу в центр города. Городской автомобильный мост с пешеходными тротуарами построят ещё только через несколько лет.
Пройдёт 45 лет, и по инициативе генерального директора ОАО «Мостовдрев» Сергея Ососова у подвесного моста появится памятный знак. Тот самый Михаил Бурчик, когда-то проехавший на тракторе по мосту, вместе с тогдашним председателем профсоюзной организации Иваном Билидой (тоже когда-то был причастен к строительству данного сооружения) откроют покрывало, и знак предстанет во всём величии. На нём есть надпись: «Мост спроектирован и построен инженерами и рабочими ПДО «Мостовдрев» под руководством Евгения Титовича Радкевича в 1971-1972 годах. Торжественное открытие моста состоялось 28 апреля 1972 года». Так был сделан крупный шаг в увековечении памяти мостовчан, принимавших участие в строительстве моста.
Прошло пятьдесят лет, а подвесной мост всё также парит над Неманом, служит людям.
Станислав ЗВЕРОВИЧ
Фото автора
Оперативные и актуальные новости в нашем Telegram-канале.
Подписывайтесь по ссылке https://t.me/mosty_zara_nad_nemanam
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад