Памятник погибшим в июле 1944 года красноармейцам (на фото справа) находится в д. Осовцы. На фото справа – мемориал погибшим в июле 1944 года солдатам Красной Армии в г. Мосты Гродненской области. Два этих памятника объединяет одно имя – Павел Маменко. Как фамилия красноармейца Маменко оказалась на двух памятниках в разных местах?
Расследование «Маяка».
Предыстория
В начале августа Берёзовская районная (Брестская область) газета «Маяк» напечатала заметку «Почтили память», в которой говорилось о том, что могилу красноармейца П.У. Маменко в д. Осовцы посетили его родственники из Украины. Рядовые П.У. Маменко и И.К. Клочан (в книге «Память» и на памятнике ошибочно указаны фамилии Колчан и Колчин) погибли возле Осовцев 12 июля 1944 года, а в 1948 г. на их могиле установлен памятник.
Березовский краевед Сергей Кныревич, проживающий ныне в Минске, прочитал эту заметку на сайте «Маяка» и решил проверить данные по погибшим красноармейцам в базе данных центрального архива МО РФ (ранее это был ЦА МО СССР) на http://www.obd-memorial.ru. И там в оригиналах документов было указано, что погибли они у д. Осовляны Песковского района Барановичской области, там же и были похоронены в числе других погибших.
Ближайшая к нам д. Осовляны находится в Дрогичинском районе. Мои попытки найти следы упомянутых солдат у этой деревни оказались безуспешными. Боев там не было, братских могил нет, как и нет таких фамилий в числе погибших на территории Дрогичинского района. Тогда пришлось обратиться за помощью к подполковнику запаса В.А. Непарко – исследователю истории Великой Отечественной войны на территории Березов-ского района. На утро следующего дня у него был готов ответ: названных солдат следует искать в Мостовском районе Гродненской области. Связавшись с советом ветеранов г. Мосты и районной газетой «Зара над Нёманам», удалось установить, что имя Павла Маменко выбито на памятнике на брат-ской могиле в центре Мостов, а фамилия значится в мостовской книге «Память». К сожалению, другая фамилия - Колчан - нигде в Мостовском районе не значится.
Подробнее о том, как удалось найти истинное место гибели воинов, рассказывает В.А. Непарко.
Николай СИНКЕВИЧ
Как это было
Освобождение Березовского района от немецко-фашистских захватчиков проходило в период с 13 по 17 июля 1944 года. Подразделения 48-й гвардейской стрелковой дивизии, продвигаясь с боями, 14 июля вышли к реке Ясельда и были остановлены, так как на этом рубеже враг подготовил прочную оборону, умело используя сложный рельеф болотисто-лесистой местности. Попытка прорвать оборону врага силами 1-го механизированного корпуса также успеха не имела. Командующий 28-й армией 1-го Белорусского фронта генерал-лейтенант А.А.Лучинский в освобождении Березовского района задействовал первые эшелоны двух стрелковых корпусов: 20-й стрелковый корпус (командир генерал-майор Н.А.Шварев) подразделениями 48-й гвардейской и 20-й стрелковых дивизий наступал в центре боевого порядка, а также охватывая территорию района с юго-востока. 128-й стрелковый корпус (командир генерал-майор П.Ф.Батицкий) подразделениями 61-й и 152-й стрелковых дивизий наступал с севера и северо-востока. Особенно кровопролитные столкновения с противником проходили в боях за деревни Шилин и Селец.
В 2008 году Министерство обороны России открыло сайт, в котором представлены донесения и именные списки безвозвратных потерь всех соединений, в том числе и вышеуказанных, принимавших участие в освобождении Березовского района. Что представляют собой эти донесения? Это ксерокопии подлинных документов. В них указаны демографические данные о погибших, места их захоронения, ближайшие родственники и их адреса. Многие донесения сопровождаются схемами захоронений. Все эти документы датированы июлем-августом 1944 года и подписаны начальниками штабов и начальниками 4-х (строевых) отделений дивизий. Отмечены здесь потери на территории Березовского района и еще одного соединения - 75-й гвардейской стрелковой дивизии 65-й армии в районе деревни Зубачи. О каком-либо захоронении в д. Осовцы нет сведений. А вот в донесении о безвозвратных потерях рядового и сержантского состава 646-го стрелкового полка 152-й стрелковой дивизии за период с 6 по 29 июля указаны сведения о 54 военнослужащих, захороненных восточнее села Плеховчизни (так указано в документе) Березовского района Брестской области. Безусловно, речь идет о деревне Пляховщина. Пройдя через болото и овладев д. Сошица, 646-й стрелковый полк завязал 15 июля бой за Пляховщину с целью уничтожить врага, закрепившегося в Сельце, где и понес свои потери. В именных списках всех остальных дивизий, воевавших на территории Березовского района, упоминаний о других захоронениях в районе села или деревни Пляховщина (Плеховчизна) нет. После окончания Великой Отечественной войны происходили перезахоронения, в том числе и из окрестностей Пляховщины в сквер города Березы. Что касается фамилий Маменко П.У. и Клочан И.К., то они имеются в именном списке безвозвратных потерь солдат и сержантов 250-й стрелковой дивизии, где отмечено их место захоронения – 2 км северо-западнее деревни Осовляны Песковского района Барановичской области (ныне Мостовского района Гродненской области) и дата гибели – 12 июля 1944 года. 250-я стрелковая дивизия в июле 1944 года входила в состав 3-й армии 2-го Белорусского фронта и действительно освобождала населенные пункты нынешнего Мостовского района, в том числе и деревню Осовляны. Как фамилии П.У. Маменко и И.К. Клочан попали на обелиск в д. Осовцы, трудно сказать. Очевидно, кто-то из сотрудников архива уже после войны, не найдя Песков-ского района Барановичской области, вместо деревни Осовляны указал созвучную ей деревню Осовцы. Но это сугубо мое личное предположение.
Где же похоронен И.К. Клочан? Со стопроцентной вероятностью можно сказать - в братской могиле г. Мосты рядом с П.У. Маменко. Но его фамилия там не значится, похоже, он проходит как неизвестный солдат. И кто же тогда на самом деле похоронен в наших Осовцах? Можно лишь предположить, что это были воины 646-го стрелкового полка, входившие в разведдозор, который выступал перед продвижением полка. Установить их фамилии сегодня не представляется возможным.
Валерий НЕПАРКО,подполковник запаса
Всё-таки какой трудный и сложный путь проходит установление имени и места захоронения участников Великой Отечественной войны, какая это долгая и кропотливая работа. За последние годы фамилии многих установлены и появились на мемориальных плитах братской могилы воинов и партизан в Мостах, других памятников, некоторые ещё неизвестны. Работа по установлению их продолжается.
В «Зару над Нёманам» обратилась Берёзовская районная газета «Маяк» с просьбой прояснить истинное место захоронения Павла Ульяновича Маменко и Ивана Кузьмича Клочана. Мы оказали содействие в этом благородном деле. Сегодня публикуем материалы из газеты «Маяк» о том, как устанавливалась истина. Оба воина погибли на Мостовщине.
Станислав ЗВЕРОВИЧ
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад