Как защитить себя и своих родственников, в интервью «ГП» рассказал Виктор Леган.
Повысить бдительность и не раздумывая прекращать разговор, если чувствуете неладное. Вот два правила, которые могут стать защитой от телефонных мошенников. Схема с «разводом» граждан на звонках о попавших в беду родственниках снова активирована мошенниками. В основном страдают люди пенсионного возраста, ведь выводить на эмоции их легче всего. Какие манипуляции используют злоумышленники и как защитить от них себя и своих родственников, в интервью «ГП» рассказал временно исполняющий обязанности начальника управления Следственного комитета по Гродненской области Виктор Леган.
– Виктор Мечиславович, высокие технологии обеспечили человечеству стремительный рост во многих отраслях. Обратной стороной стало появление киберпреступлений. Для Гродненской области насколько критична ситуация?
– Пик таких преступлений пришелся на конец 2020 – начало 2021 года. Вместе с тем уже по итогам прошлого года мы отмечали сокращение количества регистрируемых преступлений в сфере высоких технологий. Позитивная динамика начинает просматриваться и в этом году благодаря слаженной работе правоохранительных органов области, а также заинтересованных субъектов профилактики. Поэтапно повышается раскрываемость таких преступлений, несмотря на то, что злоумышленники совершенствуют схемы обмана и хищений. Но, безусловно, самый надежный способ противодействия киберпреступности – повышение цифровой и финансовой грамотности населения. Сегодня каждый человек должен как можно больше знать об ухищрениях преступников.
– Какие схемы чаще всего используют мошенники?
– В апреле-мае этого года в Беларуси вновь стали «популярны» телефонные мошенничества. Преступники звонят людям и, пользуясь их доверчивостью и отзывчивостью, под предлогом якобы случившейся с близким родственником беды требуют материальной компенсации для разрешения вопроса. Например, сообщают, что родственник совершил ДТП и нужны деньги, чтобы он избежал неприятных последствий. Зачастую злоумышленники представляются сотрудниками правоохранительных органов и вводят таким образом в заблуждение. Для подтверждения истории к разговору может подключаться и псевдородственник, который просит передать деньги для избежания уголовной ответственности и оказания материальной помощи пострадавшему в аварии. После этого, не разрывая психологического контакта с собеседником, злоумышленники направляют к нему курьера для получения оговоренной суммы.
На территории Гродненской области уже зарегистрированы 11 подобных фактов телефонных мошенничеств, по которым возбуждены уголовные дела. Еще более 30 граждан обратились в органы внутренних дел с заявлением о попытке хищения их денежных средств аналогичным способом. При этом потерпевшими от телефонных мошенничеств в большинстве своем являются лица пенсионного возраста, так как их чувствами легче всего манипулировать.
К примеру, 82-летняя жительница Гродно была уверена, что выручает из беды свою внучку, и передала курьеру 29 000 рублей и более 1200 долларов. Еще одна престарелая жительница областного центра передала злоумышленнику 7 000 долларов.
Вернуть эти деньги им вряд ли удастся – средства мгновенно переводятся на зарубежные счета.
– Выходит, люди сами «помогают» мошенникам, с одной стороны, своей беспечностью, с другой – желанием заработать на чужой беде. Или как иначе объяснить действия курьеров?
– Не всегда курьеры бывают посвящены в то, к чему оказываются причастны. Однако в большинстве случаев это действительно жажда быстрых и легких денег. В основном курьерами становятся безработные молодые люди в возрасте 20-30 лет, которые откликаются на предложение о работе в Telegram-каналах и иных интернет-ресурсах.
Пользуясь случаем, хочу предостеречь молодых людей, изъявивших желание устроиться на такого рода «работу» и получить свой процент с похищенных у граждан денежных средств. Подобные деяния квалифицируются как совершенные группой лиц и могут быть наказаны лишением свободы на весьма длительный срок.
На сегодняшний день по всей стране по подозрению в совершении телефонных мошенничеств правоохранительными органами задержаны более 100 человек, и, смею заверить, все они понесут заслуженное наказание.
– Назовите действенный способ защиты от телефонного мошенничества.
– Немедленно прекратить разговор, как только услышали что-то подозрительное или плохое о родственнике. Так преступник лишится возможности использовать психологические приемы воздействия. После этого следует перезвонить близкому человеку и лично уточнить у него, что произошло. Если звонивший уверяет, что родственник находится в милиции или с его участием проводятся следственные действия, необходимо позвонить в дежурную часть органа внутренних дел или по номеру 102 и выяснить правдивость этих слов.
Если же гражданин все-таки стал жертвой телефонного мошенника, необходимо незамедлительно обратиться с заявлением в ближайший орган внутренних дел.
ГП
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад