Более 75 лет наша страна живёт в мире. И это великое благо, которое нынешнее поколение воспринимает как данность.
Живут, к счастью, ещё люди, которые завоевали Великую Победу 1945-го, живут их дети. Они знают, что такое война. Они помнят. В их семьях хранится память тех страшных дней, хранятся письма, фото, документы, а иногда и вещи, прошедшие войну.
Письмо к отцу
Пять человек из нашей семьи были участниками Великой Отечественной войны. Один из них неоднократно ранен, потерял ногу, второй заживо сожжён в лагере военнопленных под Киевом. Отец Бакштаев Георгий Александрович был дважды ранен, с застрявшими в районе позвоночника осколками остался инвалидом. Мы храним его награды, воспоминания о войне, его последнее письмо отцу-фронтовику от 1 апреля 1945 г., написанное перед штурмом Кёнигсберга: «… я в штурмовом отряде в качестве миномётчика. Предстоит ожесточённая кровопролитная схватка с противником и уличные бои. Так разве я могу надеяться выйти живым из предстоящего ада? Война требует много жертв и тот, кто здесь, это понимает и к этому каждую минуту готов. Очень жалко оставлять вас всех и прежде времени идти в преисподнюю. Уверен твёрдо в одном, что немец больше не восторжествует. Кёнигсберг будет наш. Этому Вы будете свидетелями».
И дальше просьба к отцу помочь воспитать его маленькую дочь, т-е меня. Вот мне-то и адресована открытка от 27 мая 1945 г. с тёплыми отцовскими словами благодарности за поздравление с Днём Победы.
Божья Матерь оберегала
Среди сохранившихся реликвий особое место занимает маленькая иконка Божией Матери. История её такова. Папа шёл в составе колонны бойцов, перебрасываемых к Кёнигсбергу. Весна. Дождь, перемежающийся с мокрым снегом. Вдруг он увидел на земле испачканную картонку. Почему он её поднял – необъяснимо. Вытер грязь и поразился: это был образ Божией Матери. С этой минуты она всегда находилась при нём и, как считал папа, спасала ему жизнь. Так, однажды, когда колонна бойцов остановилась на привал в перелеске, её атаковали фашистские самолёты. Все бросились к кустам, а он почему-то залёг рядом с вывороченным деревом. Когда бомбёжка закончилась, ни кустов ни боевых товарищей уже не было…
Второй случай. В одном из небольших городков Восточной Пруссии командир приказал гвардии рядовому Бакштаеву с чердака одного из домов следить за рядом расположенной постройкой, в которой засели фашисты. После нескольких часов наблюдения ему на смену был прислан другой боец. Не успел папа отойти к лестнице, как раздался хлопок: сменивший его товарищ был убит.
И самое главное – штурм Кёнигсберга. Не стану описывать непрерывные жесточайшие 4-дневные бои за самый укреплённый узел Восточной Пруссии, за её твердыню. Миномётный расчёт, в составе которого был отец, согласно наградному листу, уничтожил две пулемётные точки врага и 25 гитлеровцев. Потеряв большое количество боевых товарищей, папа остался жив. Его шинель и шапка были многократно продырявлены пулями и осколками снарядов. И ни одной царапины на теле. После взятия Кёнигсберга участвовал в боях за крепость Пиллау (ныне г. Балтийск).
Символично, что именно в день его рождения, 17 апреля 1945 года, он был награждён медалью «За боевые заслуги». Эта медаль, а также медали «За отвагу», «За взятие Кёнигсберга», «За Победу над Германией», орден «Отечественной войны» I степени, благодарности Верховного главнокомандующего маршала Советского Союза И. В. Сталина хранятся в семье.
Сеял разумное, доброе, вечное
Демобилизован отец был в конце 1945 года. Через несколько месяцев министерство образования БССР направило его в Гродненскую область, где катастрофически не хватало учителей. Гродненский областной отдел народного образования назначил папу завучем Правомостовского спецдетдома, где воспитывались дети, родители которых погибли во время войны. Они нуждались в тепле, заботе, отцовской ласке. И папа старался дать им всё это. Недаром же на протяжении десятилетий ему звонили бывшие воспитанники, иногда приезжали, присылали письма, открытки. Особенно много было поздравлений в день его 90-летия, 17 апреля 2004 года.
После расформирования спецдетдома Георгий Александрович работал завучем и учителем белорусского языка и литературы в Правомостовской школе. Сельчане шли к нему за советом и помощью. Он писал от их имени письма, заявления, готовил необходимые документы, помогал добиться справедливости. А также делал всё для того, чтобы белорусский язык жил в сердцах людей Мостовщины.
В 1974 году папе, первому в Мостовском районе, была вручена медаль «Ветеран труда».
Его знают и помнят
Много времени он посвятил написанию воспоминаний о войне. Ярчайшее из них – подробное описание ночного боя под Ельней в конце августа 1941 года. Так рассказать о состоянии бойцов, их героизме, о самом бое и его последствиях мог только тот, кто непосредственно участвовал в этой кровавой ночной схватке.
Несмотря на глубоко серебряный возраст, не переставал увлекаться поэзией. Из современных белорусских поэтов особенно любил Геннадия Буравкина. Переписывал в тетрадь многие его стихи, чем очень тронул поэта. Хранится его тёплое благодарственное письмо.
61 год прожил на Мостовщине Г. А. Бакштаев. Помнится, как в один из дней его рождения (он тогда, как назло, заболел) пришли с поздравлениями работники РОНО. Цветы, подарки, и сердечные слова: «Георгий Александрович, поправляйтесь и не забывайте, что Вы – украшение нашего города».
Прожил папа долгую жизнь: 93 года 4 месяца и 4 дня. В августе 2007 года его тело вместе с находящимися в нём фронтовыми осколками приняла согретая солнцем земля Мостовщины. На скромном надмогильном памятнике эпитафия – стих Ф. Тютчева, которого папа очень любил: «На древе человечества высоком ты лучшим был листом».
9 мая 2010 года, празднование 65-летия Великой Победы. По центральной площади г. Калининграда маршируют колонны представителей воинских частей, моряков, курсантов военных училищ и др.). Каждую коробку сопровождает голос диктора. И вдруг по динамику звучит: «Колонку Калининградского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации возглавляет полковник Сергей Ванькевич – внук участника штурма Кёнигсберга и Пиллау Бакштаева Георгия Александровича».
Жаль, что папа уже не смог об этом узнать.
Алла БАКШТАЕВА-ВАНЬКЕВИЧ
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад