11 октября 2015 года в стране прошли выборы Президента Республики Беларусь. Итоги выборов подведены на заседании Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов 16 октября 2015 года. Общее число избирателей по стране составило 7 008 682, бюллетени для голосования получили 6 115 690 избирателей. Выборы признаны состоявшимися, поскольку в голосовании приняли участие 6 113 013 избирателей, что составило 87,2 процента от общего числа избирателей.
Президентом Республики Беларусь избран ЛУКАШЕНКО Александр Григорьевич, за кандидатуру которого подано 5 102 478 голосов избирателей, что составило 83,5 процента, то есть более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании.
За других кандидатов подано:за КОРОТКЕВИЧ Татьяну Николаевну – 271 426 голосов избирателей, или 4,4 процента,за ГАЙДУКЕВИЧА Сергея Васильевича – 201 945 голосов избирателей, или 3,3 процента,за УЛАХОВИЧА Николая Дмитриевича – 102 131 голос избирателей, или 1,7 процента.Не поддержали ни одного из кандидатов 386 225 избирателей, или 6,3 процента.Недействительными признано 48 808 бюллетеней, или 0,8 процента.
В соответствии со ст. 10 Закона Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» Президент вступает в должность после принесения Присяги в торжественной обстановке в присутствии депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь не позднее двух месяцев со дня избрания Президента.
Церемония вступления в должность вновь избранного Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г. состоялась 6 ноября 2015 года во Дворце Независимости.Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе государственного управления.
Согласно ст. 79 Конституции он является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.
Глава государства принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.
Данные конституционные положения являются универсальными и охватывают весь спектр функций (представительские, управленческие, гарантийные и иные), реализуемых Главой государства в процессе государственного управления.
Основополагающие полномочия Президента перечислены в ст. 84 Конституции, а также в Законе Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. «О Президенте Республики Беларусь» и иных законодательных актах. С учетом заявленной тематики ЕДИ внимание акцентируется именно на гарантийных функциях Главы государства. Президент Республики Беларусь – гарант Конституции.
В этой связи в рамках предоставленных ему полномочий он осуществляет контроль за тем, чтобы все государственные органы, организации и должностные лица действовали в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.
Президент Республики Беларусь – гарант прав и свобод человека и гражданина.Несмотря на то, что данное направление президентской деятельности сформулировано в общем виде, его возможности всеобъемлющи и пронизывают все сферы жизнедеятельности общества. В первую очередь это обусловлено тем, что Глава государства наделен обширными нормо-творческими полномочиями.
В соответствии со ст. 85 Конституции Президент издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Также в случаях, предусмотренных Конституцией, Глава государства издает декреты, имеющие силу законов.
Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений.Президент ежегодно обращается с посланием к белорусскому народу и Парламенту Республики Беларусь, в котором он касается важнейших изменений, произошедших в мире и стране. В послании Главой государства дается оценка эффективности работы государственного аппарата по выполнению поставленных перед ним задач по защите прав и свобод человека и гражданина.
Подобные послания задают вектор процессу государственного управления во всех отраслях и сферах деятельности.Так, в Послании Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь от 29 апреля 2015 г. было указано: «Основная цель социальной политики государства – благосостояние народа, повышение уровня и качества его жизни. Забота о людях разных поколений, реализация принципа социальной справедливости, внимание к человеку – это главное для органов власти».
Подобная формулировка была избрана не случайно. Значительное число издаваемых Главой государства нормативных правовых актов направлено на решение важнейших социальных вопросов, а также на защиту отдельных групп населения (детей, пенсионеров, инвалидов и т.д.).
Президент выступает гарантом государственности. Глава государства принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности. На реализацию указанной функции направлены такие полномочия Президента, как введение чрезвычайного и военного положений, объявление полной или частичной мобилизации.
Глава государства формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь. Президент как Главнокомандующий Вооруженными Силами Республики Беларусь осуществляет общее руководство подготовкой и применением военной силы с целью обеспечения военной безопасности нашей страны.
Также Главой государства предпринимаются меры для обеспечения безопасности по периметру государственных границ Республики Беларусь. Президент обеспечивает политическую и экономическую стабильность, что является важной составляющей в обеспечении национальной безопасности. Глава государства вправе принимать в рамках Конституции любые меры, направленные на сохранение стабильности страны и общества.
Таким образом, предпринимаемые меры в целях обеспечения гарантий государственности напрямую взаимосвязаны с защитой прав и свобод человека и гражданина.В свою очередь законом охраняются честь и достоинство Президента, Глава государства обладает неприкосновенностью.
Конституционные положения, регламентирующие правовой статус Президента и предоставленные ему полномочия, позволяют своевременно решать наиболее значимые вопросы, возникающие в процессе взаимодействия государства и общества. Это обеспечивает защиту и процветание страны и белорусского народа, а также позволяет вести речь о развитии такого правопорядка, при котором человек, его права, свободы и гарантии их реализации действительно являются высшей ценностью и целью общества и государства.
Информационно-аналитическийЦентр при АдминистрацииПрезидента Республики Беларусь Главное управление организационно-кадровой работы Гродненского облисполкома Главное управлениеидеологической работы, культурыи по делам молодежи Гродненского облисполкома
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад