Рассказываем о трех отечественных лентах, ставших самыми кассовыми за всю историю белорусского кино. А вы их видели?
1 место – «Меня зовут Арлекино» (1988)
События в картине происходят в конце 1980-х. Молодой парень Андрей Савичев по прозвищу Арлекино живет на полустанке возле железной дороги, недалеко от города. Он лидер небольшой группы парней с «вагонки», которые зовут себя «волками» и думают, что они борцы за светлую идею: по вечерам наводят порядок, избивая в центре города хиппи, мажоров, металлистов и фашиков. Понимать, что, по сути, он является мелким хулиганом, главный герой начинает, когда Лена, его любимая девушка, уходит к мажору Интеру. Вот только ее сердце принадлежит Арлекино, что выливается в настоящую трагедию.
Кадр из фильма «Меня зовут Арлекино» (1988)
Молодежную социальную драму режиссер Валерий Рыбарев снял по мотивам пьесы Юрия Щекочихина «Ловушка 46, рост второй», хотя фильм многим отличается от литературного произведения. «У Щекочихина в пьесе нет социальных столкновений, да и конфликта практически нет, сюжет строился на выяснении отношений футбольных фанатов. В фильме же парни, живущие на маленькой железнодорожной станции, которым в жизни мало что светило, во главе с Арлекино совершают вылазки в город, пытаясь по-своему разобраться с мальчиками-мажорами, стилягами, панками, «фашистами», металлистами и прочими неформалами, и все это на фоне драматичной любовной линии. Так что у нас совсем другая история, – рассказывал в одном из интервью режиссер. – Юра, посмотрев картину, был удивлен. Правда, его предупреждали, что если Рыбарев взялся за материал, то может переделать его до неузнаваемости».
Самый кассовый белорусский фильм зритель мог и не увидеть: год картина пролежала на полке. Ее создатели в редакции «Литературной газеты», где на тот момент работал Юрий Щекочихин, тайком устраивали показы только для своих. А исполнивший главную роль актер Олег Фомин и вовсе попал под негласный запрет. «И даже после того, как картина с огромным успехом все же вышла на экраны, пять лет со мной не было ни одного интервью. Почему? Была такая формулировка: «несоциалистический способ существования в кадре». На фестивалях меня вычеркивали из списков награжденных – об этом мне потом рассказывали члены жюри. Первым, кто прервал эту блокаду, был Сергей Жигунов, который снял про меня передачу через пять лет».
Кадр из фильма «Меня зовут Арлекино» (1988)
Факт
На территории бывшего СССР за 15 месяцев картину в кинотеатрах посмотрели 42 миллиона зрителей.
2 место – «Белые Росы» (1984)
И сегодня многие зрители считают комедию Игоря Добролюбова одной из самых любимых картин. А 37 лет назад она произвела настоящий фурор.
По замыслу автора, братья Ходасы должны были быть близнецами. Режиссер даже ездил во Всесоюзный клуб близнецов в Ленинград, но найти на роли трех талантливых исполнителей с одинаковой внешностью не удалось. От идеи пришлось отказаться, и братья стали просто погодками. На роль старшего, Андрея, назначили Геннадия Гарбука, среднего, Саши, – Михаила Кокшенова. Дольше всего длился кастинг на роль Васьки. Пробовались Евгений Стеблов, Валерий Золотухин, Михаил Кононов и даже Александр Михайлов. Но Игорю Добролюбову больше других понравился Николай Караченцов: он, по словам режиссера, был самым зажигательным.
Изменили и еще одного героя – негодяя Мишку Киселя. По сценарию он должен был сесть в тюрьму за убийство. Но Добролюбов решил, что криминал не вяжется с доброй лирической комедией. Поэтому героя Садальского отправили на золотые прииски. От первоначальной задумки в картине осталась только одна фраза: «Был бы на зоне ? королем бы ходил».
Факт
Фильм собрал в прокате 36,1 миллиона зрителей. Журнал «Советский экран» признал его лучшей комедией года. В мае 2018-го на месте съемок в Гродно на территории бывшей деревни Девятовка установлены деревянные скульптуры героев – Федоса Филимоновича Ходаса, его соседа Тимофея и собаки по кличке Валет.
3 место – «Девочка ищет отца» (1959)
«Вообще считаю ее лучшей своей ролью. Ребенок на площадке – это любимец всех, и я эту любовь всей группы очень ощущала. И это было абсолютное счастье. И, конечно, леса белорусские, загадочные, огромные, красивые, с живностью настоящей, – вспоминала актриса. – Обо все березы меня шибают, по болотам я бегаю и падаю, и чего только не было: и ползаю, и в подземельях, и по крышам – всюду. И при этом я еще ухитрялась между съемками, когда перерывы, тоже куда-то залезать, откуда-то свалиться, ободрать все коленки».
Героиня Каменковой была дочкой партизанского командира батьки Панаса, которая во время Великой Отечественной войны осталась одна на оккупированной территории. Гитлеровцы ищут ее, надеясь использовать Леночку в качестве заложницы. Девочку в лесном домике укрывает старый лесник, а после спасает его внук Янка.
Права на показ картины закупили 90 стран мира. Фильм стал самой кассовой детской лентой о войне в истории советского кино.
Факт
Фильм посмотрели почти 35,5 миллиона человек.
| Вера МИХАЙЛОВА, газета «7 Дней».
| Фото: открытые интернет-источники.
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад