![Фильмы на миллион. Три ленты, ставшие самыми кассовыми за всю историю белорусского кино](/ru/files/news/image/684/0/1628503831.jpg)
Рассказываем о трех отечественных лентах, ставших самыми кассовыми за всю историю белорусского кино. А вы их видели?
1 место – «Меня зовут Арлекино» (1988)
События в картине происходят в конце 1980-х. Молодой парень Андрей Савичев по прозвищу Арлекино живет на полустанке возле железной дороги, недалеко от города. Он лидер небольшой группы парней с «вагонки», которые зовут себя «волками» и думают, что они борцы за светлую идею: по вечерам наводят порядок, избивая в центре города хиппи, мажоров, металлистов и фашиков. Понимать, что, по сути, он является мелким хулиганом, главный герой начинает, когда Лена, его любимая девушка, уходит к мажору Интеру. Вот только ее сердце принадлежит Арлекино, что выливается в настоящую трагедию.
![](https://beltaplus.by/uploads/images/Razvlechenia-Otdyh/0-2021/Actors_films/3_Films/01_kino.jpg)
Молодежную социальную драму режиссер Валерий Рыбарев снял по мотивам пьесы Юрия Щекочихина «Ловушка 46, рост второй», хотя фильм многим отличается от литературного произведения. «У Щекочихина в пьесе нет социальных столкновений, да и конфликта практически нет, сюжет строился на выяснении отношений футбольных фанатов. В фильме же парни, живущие на маленькой железнодорожной станции, которым в жизни мало что светило, во главе с Арлекино совершают вылазки в город, пытаясь по-своему разобраться с мальчиками-мажорами, стилягами, панками, «фашистами», металлистами и прочими неформалами, и все это на фоне драматичной любовной линии. Так что у нас совсем другая история, – рассказывал в одном из интервью режиссер. – Юра, посмотрев картину, был удивлен. Правда, его предупреждали, что если Рыбарев взялся за материал, то может переделать его до неузнаваемости».
Самый кассовый белорусский фильм зритель мог и не увидеть: год картина пролежала на полке. Ее создатели в редакции «Литературной газеты», где на тот момент работал Юрий Щекочихин, тайком устраивали показы только для своих. А исполнивший главную роль актер Олег Фомин и вовсе попал под негласный запрет. «И даже после того, как картина с огромным успехом все же вышла на экраны, пять лет со мной не было ни одного интервью. Почему? Была такая формулировка: «несоциалистический способ существования в кадре». На фестивалях меня вычеркивали из списков награжденных – об этом мне потом рассказывали члены жюри. Первым, кто прервал эту блокаду, был Сергей Жигунов, который снял про меня передачу через пять лет».
![](https://beltaplus.by/uploads/images/Razvlechenia-Otdyh/0-2021/Actors_films/3_Films/02_kino.jpg)
Факт
На территории бывшего СССР за 15 месяцев картину в кинотеатрах посмотрели 42 миллиона зрителей.
2 место – «Белые Росы» (1984)
И сегодня многие зрители считают комедию Игоря Добролюбова одной из самых любимых картин. А 37 лет назад она произвела настоящий фурор.
![](https://beltaplus.by/uploads/images/Razvlechenia-Otdyh/0-2021/Actors_films/3_Films/03_kino.jpg)
По замыслу автора, братья Ходасы должны были быть близнецами. Режиссер даже ездил во Всесоюзный клуб близнецов в Ленинград, но найти на роли трех талантливых исполнителей с одинаковой внешностью не удалось. От идеи пришлось отказаться, и братья стали просто погодками. На роль старшего, Андрея, назначили Геннадия Гарбука, среднего, Саши, – Михаила Кокшенова. Дольше всего длился кастинг на роль Васьки. Пробовались Евгений Стеблов, Валерий Золотухин, Михаил Кононов и даже Александр Михайлов. Но Игорю Добролюбову больше других понравился Николай Караченцов: он, по словам режиссера, был самым зажигательным.
![](https://beltaplus.by/uploads/images/Razvlechenia-Otdyh/0-2021/Actors_films/3_Films/04_kino.jpg)
Изменили и еще одного героя – негодяя Мишку Киселя. По сценарию он должен был сесть в тюрьму за убийство. Но Добролюбов решил, что криминал не вяжется с доброй лирической комедией. Поэтому героя Садальского отправили на золотые прииски. От первоначальной задумки в картине осталась только одна фраза: «Был бы на зоне ? королем бы ходил».
Факт
Фильм собрал в прокате 36,1 миллиона зрителей. Журнал «Советский экран» признал его лучшей комедией года. В мае 2018-го на месте съемок в Гродно на территории бывшей деревни Девятовка установлены деревянные скульптуры героев – Федоса Филимоновича Ходаса, его соседа Тимофея и собаки по кличке Валет.
3 место – «Девочка ищет отца» (1959)
![](https://beltaplus.by/uploads/images/Razvlechenia-Otdyh/0-2021/Actors_films/3_Films/05_kino.jpg)
«Вообще считаю ее лучшей своей ролью. Ребенок на площадке – это любимец всех, и я эту любовь всей группы очень ощущала. И это было абсолютное счастье. И, конечно, леса белорусские, загадочные, огромные, красивые, с живностью настоящей, – вспоминала актриса. – Обо все березы меня шибают, по болотам я бегаю и падаю, и чего только не было: и ползаю, и в подземельях, и по крышам – всюду. И при этом я еще ухитрялась между съемками, когда перерывы, тоже куда-то залезать, откуда-то свалиться, ободрать все коленки».
Героиня Каменковой была дочкой партизанского командира батьки Панаса, которая во время Великой Отечественной войны осталась одна на оккупированной территории. Гитлеровцы ищут ее, надеясь использовать Леночку в качестве заложницы. Девочку в лесном домике укрывает старый лесник, а после спасает его внук Янка.
![](https://beltaplus.by/uploads/images/Razvlechenia-Otdyh/0-2021/Actors_films/3_Films/06_kino.jpg)
Права на показ картины закупили 90 стран мира. Фильм стал самой кассовой детской лентой о войне в истории советского кино.
Факт
Фильм посмотрели почти 35,5 миллиона человек.
| Вера МИХАЙЛОВА, газета «7 Дней».
| Фото: открытые интернет-источники.
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад