Водная гладь и белые паруса. Озеро Кань уже многие годы - традиционное место для парусных соревнований. В этот раз у состязаний особенно значимый финал - здесь определят состав сборной, которая представит Гродненскую область на Олимпийских днях молодежи. Кстати, самому младшему яхтсмену 8 лет.
Неподготовленному зрителю может показаться, что яхты ходят совершенно хаотично, но это далеко не так. На водной глади разворачивается самый настоящий бой, с тактикой и хитроумными ходами. Одной лишь ловкости и физической силы для победы мало. Яхтсмен должен учитывать огромный спектр факторов. Приходится ловить ветер и использовать законы аэродинамики, учитывать даже поведение воды. В общем - концентрация на озере непредставимая. Даже небольшой маневр может кардинально изменить ход гонки. Яхтсменка Юлия Кулагина рассказывает:
– При маневрировании мы учитываем не только свое положение, но и противника, потому что участники своими действиями могут ухудшить положение соперника, тем самым вырвав победу. Но и этого мало, важно продумать, как противник может ответить на твой ход. Так что в напряжении находятся не только мышцы, но и разум. Я думаю, это можно сравнить с шахматной партией.
Соревнования проходят в трех категориях. «Оптимист» – те, кто только начинает свой путь в спорте, их лодки меньшего размера. Затем идет категория «Кадет», и еще выше рангом «Lazer 4.7».
Выбор водоема в Озерах, где каждый год спускают яхты спортсмены, почти идеальное место для соревнований такого уровня.
Главный судья соревнований Леонид Козич рассказывает:
– Озеро Кань наиболее подходить для состязаний. Допустим, озеро, которое образовалось после затопления ГЭС слишком мелкое и, если лодка перевернется, можно сломать оборудование. Тем более здесь мы занимаемся уже более 50 лет. Ветер сегодня замечательный, повезло. Такой подходит для более опытных спортсменов, но и младшие не отстают. Хотя им, конечно, тяжело, самому юному участнику 8 лет. На соревнованиях несколько судий и каждый следит за своей частью: финишем, стартом, соблюдением правил поведения на воде.
В области более 100 детей занимаемся парусным спортом. Леонид Козич подчеркивает, что самое главное для занятий – это желание. Частота тренировок зависит от группы. На начальном занимаются 3-4 раза в неделю, ребята постарше тренируются каждый день по 4-6 часов.
Несмотря на то, что Беларусь не морская страна, наши спортсмены показывают высокий уровень подготовки. О своих победах рассказал Максим Дягель, многократный победитель Кубка Европы, который проходит в Каунасе:
– У меня целая семейная династия яхтсменов. Бабушка занималась этим споротом, отец, сестра. Старюсь максимально выкладываться на тренировках, конечно, пока еще не все получается, но и есть чем гордиться. Занял первое место в Германии на одних их самых крупных соревнований – «Кильская неделя». Там собираются сильные гонщики из многих стран, можно сказать, что это уровень чемпионат Европы. Я не противился тому, что отец хочет, чтобы я пошел по его стопам. У нас с яхтой была «любовь с первого взгляда».
На воде словами никто команды не отдает, кстати. Участники внимательно следят за жестами судий и слушают гудок, который призывает всех выстроится на линию старта, за которою заплывать запрещено. У яхтсменов только минута, чтобы найти хорошее место для старта. Здесь вообще, похоже, каждая деталь имеет едва ли не фундаментальное значение. И особенно ветер - другого двигателя у яхт нет и спортсмены вынуждены не просто чувствовать ветер, но и становиться предсказателями - знать, куда и с какой силой он подует в следующие минуты.
– От точки, с которой стартует участник, может зависеть даже дальнейший исход гонки. Вот, смотрите, до начала остается 30 секунд. Видите, участник меняет свое положение? Он заметил место, где ветер лучше. Пока паруса находятся в спокойном состоянии, но за 5 секунд до старта они придут в боевую готовность, – поясняет Дмитрий Дягель, старший тренер области по парусному спорту.
Гонка длится более четырех часов. Это долго. Победителя определяет не только подготовка, но и сила воли - здесь даже среди десятков соперников ты один на один с яхтой.
Лодки даже переворачиваются, но в этот момент спортсмену нужно сохранять холодный разум и быстро вернуться в строй. С берега все кажется простым, словно яхты плывут сами по себе, но их ход – это умелая работа ребят, которые влюблены в воду, ветер и парус.