Каждый вид транспорта уже давно сформировал касающиеся еды традиции. Говорим о поезде, вспоминаем курочку в фольге и вареные яйца (хотя такой вид перекуса в пути теперь большая редкость), в самолете на дальних рейсах также можно рассчитывать на горячий обед. А вот автобус с маршруткой в этом плане часто остаются в стороне.
Кажется, не такие большие в Беларуси расстояния, чтобы перевозчику надо было думать о питании пассажиров. Однако, вопрос есть. Можно ли пассажиру есть во время пути? Мнения на эту тему разошлись. Межрегиональная ассоциация перевозчиков выслушала аргументы всех заинтересованных сторон.
Мнение водителей: «Устал убирать салон»
Кстати, именно водители попросили поднять эту тему. Не раз слышали от них вздохи, мол, перекус в салоне автобуса может быть чреват многими проблемами: от жалоб других пассажиров до испорченной обивки сиденья.
«Есть ли какие-то четкие правила на эту тему?», - интересовался один из водителей. По его словам, после любителей покушать в салоне остаются крошки, бумажки, пятна от жира и пролитых напитков. А еще он устал вычищать из салона жевательные резинки, комочки которых иногда могут быть приклеены в самых неожиданных местах.
Межрегиональная ассоциация перевозчиков опросила водителей из компаний-партнеров, выяснилось, что около половины из них отрицательно относятся к тому, чтобы пассажиры ели в салоне.
«Такой пассажир может даже неумышленно накрошить или оставить жирное пятно. На его место сядет кто-то другой, испорти одежду, кто будет отвечать? Конечно, водитель», - объясняет свою позицию перевозчик.
Около трети водителей считают, что все зависит от ситуации и принимать решения необходимо в каждом конкретном случае.
«От чашки кофе или бутылки газировки, которые человек захватил в поездку, проблем не будет. Шоколадный батончик или небольшая булочка также вряд ли доставят неудобство. А вот если кто-то развернет застолье, как в поезде, например, с «ароматными» продуктами или спиртным, то сразу же пресеку», - говорит еще один водитель. По его словам, был случай, когда пассажир интересовался, мол, почему нет урны для мусора, а то ему некуда девать бумажный стаканчик из-под чая.
Многие водители считают, что для быстрого перекуса вполне хватает санитарной остановки. Чаще всего маршрутки останавливаются на заправках или других объектах придорожного сервиса. «Если кто-то не успевает, то подождать 3-5 минут, пока человек дожует хот-дог или допьет кофе - не критично», - говорит еще один водитель.
Мнение пассажиров: «Главное, чтобы не сильно пахло»
Один из партнеров МАП провел опрос среди пассажиров. Что интересно, их мнение не сильно отличается от видения ситуации водителями.
Берут еду в поездку с собой постоянно около 20% опрошенных. Иногда – 42%. Еще один важный нюанс касается продолжительности пути. 93% пассажиров считают, что в длинную поездку стоит захватить перекус.
Все пассажиры заявили, что убирают за собой после еды в салоне.
Кстати, а что едят люди в поездках? Чаще всего в поездку пассажиры берут напитки, шоколадные батончики или мюсли, а также снеки, орехи, фрукты (бананы и яблоки) и легкий перекус. Реже в личной клади оказывается термос с чаем или кофе, а также бутерброды. Хотя есть и те, кто не против перекусить хот-догом.
Спросили мы не мешает ли людям еда других пассажиров в салоне. Итак, не мешает в 45% случае, еще 28% однозначно против любой еды, остальные считают, что им может помешать только сильно «ароматная» еда. К ней относят, например, хот-доги, колбасу, чипсы и другие продукты с сильным запахом.
Что говорят правила?
В правилах пассажирских перевозок, к слову, нет четкого ответа на вопрос, можно ли брать с собой еду в салон.
Но там указано, что пассажир обязан не причинять своими действиями вред пассажирам, ущерб их багажу и ручной клади, а также салону и багажному отсеку транспортного средства. Понятно, если человек мусорит и оставляет пятна на обивке, то это нарушение, а сильный запах?
Впрочем, есть еще один пункт на эту тему. По нему пассажир обязан не создавать своими действиями, состоянием и поведением неудобств другим пассажирам и водителю. Так что если кому-то мешает жующий сосед, то вполне можно призвать его к порядку или попросить это сделать водителя.
Будем вежливыми!
Главный же залог спокойной поездки – это не только строгое соблюдение всех правил, но и взаимная вежливость. Кстати, совместно с творческим объединением «ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Межрегиональной ассоциацией перевозчиков разработано уникальное пособие «Культура пассажирских перевозок: гостеприимство, сервис, этикет водителей и пассажиров».
Это своеобразная памятка, рассказывающая, как выстроить свое поведение в тех или иных ситуациях, помогающая сделать поездку комфортной, поднять настроение и сберечь нервы.