Выстраданные символы
Николай Щёкин, заведующий отделом социологии государственного управления Института философии НАН, кандидат философских наук, доцент:
— Одним из конституирующих факторов формирования народности и государственного строительства являются символы — герб, флаг, гимн, религия, церковь, исторические и культурные ценности. Надо отметить, что вопрос символов — это деликатная тема, которая не терпит и не приемлет сиюминутности, скоропалительности и поверхностного отношения.
Государственные символы — это концентрированное выражение ментального таинства народа, своего рода философия бытия и веры людей, историческая методология жизнеспособности государства.
Понятно, что роль государства в жизни общества отчетливо проявляется в его функциях, среди которых особое значение имеют экономическая, политическая, идеологическая, культурная. Эти функции свидетельствуют о том, что государство является не только политическим, но и социально-управленческим институтом. В этом статусе оно в значительной мере закрепляет в юридической форме символы, ценности и идеалы общественной жизни, придавая им нормативный характер.
Белорусский народ исторически, находясь в постоянном поиске своего места в мировой цивилизации, зачастую наталкивался на подбрасываемые извне фальшивые ценности. В качестве исторических фальшивок нам и сейчас пытаются навязать символы, олицетворяющие ненависть, махровый национализм, массовые сожжения людей в печах концлагерей, убийство детей, фашизм, оккупацию. Теперь все в мире знают, что именно под этими так называемыми символами (бчб, погоня) готовился план по убийству первого Президента Республики Беларусь и уничтожению страны. К слову сказать, в большинстве стран мира государственные символы в той или иной мере отражают колониальную политику (США, Великобритания, Австралия, Литва, Польша и многие другие).
Беларусь — одна из немногих стран в мире, которая, во-первых, утвердила свои государственные символы на референдуме, во-вторых, определила те государственные символы, которые одухотворяют и воплощают исторический этап единственной реализованной возможности самостоятельного в своем выборе госстроительства, а следовательно, суверенности и независимости.
История нашей страны многогранна и не проста в ее прочтении. Но именно под сегодняшними государственными символами белорусский народ объединился и демонстрирует силу своего духа, чтит христианские традиции, проявляет героизм и трудолюбие. Они в себе воплотили как тайну происхождения белорусского народа, так и великий подвиг во время Великой Отечественной войны, как неиссякаемое стремление «беларусамi звацца», так и воплощать свои самые сокровенные мечты с мыслями о справедливости судьбы.
Мне думается, что только благодаря духовной зрелости, глубоко исторически выстраданной судьбе белорусского народа государственные символы — герб, флаг, гимн — приобрели сакрально-философский смысл, стали ценностным компасом в укреплении белорусской государственности и динамического развития нации.
Государственные символы конституированно формируют морально-нравственный образ общества, потенциал его взросления, совокупность историко-культурного диалога традиций и инноваций.
Безальтернативный символизм
Петр Петровский, политический аналитик, эксперт РОО «Белая Русь»:
— Не следует разделять государственную символику и национальную. Те спекулятивные идеи и их носители, которые утверждают обратное, разделяют и разобщают наше общество и вводят граждан в заблуждение. Государственная и национальная символика — это слова-синонимы!
Белорусская государственная символика была взращена и разработана в сложнейших вихрях ХХ века, в эпоху становления белорусской государственности, в процессе ее разработки были задействованы наиболее яркие и качественные умы белорусского народа. И это можно говорить и про белорусский Государственный герб, и про белорусский Государственный флаг. Они иллюстрируют психологию, менталитет белорусского народа и являются нейтральными в рамках геральдики европейского центра. Скажем, имеющийся на белорусском флаге орнамент — это наиболее древний элемент геральдики если не в мировом масштабе, то в европейском точно. Он иллюстрирует сущность сложной судьбы белорусского народа, столетиями выступавшего как «пан сохи и косы».
Красно-зеленое сочетание цветов, с одной стороны, является традиционным для восточноевропейского пространства (обратите внимание на государственную символику Болгарии, Венгрии, Литвы). С другой стороны, оно отражает соединение победоносного красного символа, берущего начало еще в стародавние времена Киевской Руси, и зеленую — партизанскую — сущность белорусов, которые не только смогли пережить сложные времена под оккупацией, но и бороться при этом за национальное и социальное освобождение.
Герб белорусского народа — это вообще символ богатства, трудолюбия, природы и общественной солидарности. В нем соединяются и колос, и лен, и клевер, и другие символы, при этом на нем есть контурное изображение страны и глобус, иллюстрирующие, что Беларусь — не страна на обочине, не изоляционистское какое-то государство, а страна, которая готова и желает внести свой вклад в мировое развитие всего человечества.
Поэтому можно говорить, что действующая государственная символика отражает как менталитет и традиции, так и устремление белорусского народа в будущее. И она является в этом отношении безальтернативной.
В ней отражены Победа в Великой Отечественной войне, глубокие древнеисторические смыслы и место белорусского народа в современном глобализирующемся мире.
С гордостью за страну
Сергей Мусиенко, директор аналитического центра EcooM:
— Государственные герб и флаг — это обязательные атрибуты, одни из самых важных символов государства. Это символы, ради которых живут и умирают, которым дают присягу и в присутствии которых проводятся все важнейшие мероприятия государства. Отношение граждан к ним определяется многим, в том числе и гордостью за свою страну. Мы долгие годы наблюдали, что недооценка этих символов во многом и привела к тем событиям и тому недопониманию, которое возникло в нашем обществе и на котором внешние деструктивные силы не оставляют попыток сыграть.
Поэтому, в этом я твердо убежден, значимость этого дня должна возрастать — и мы все должны уделять этому празднику особое внимание.
Хочу сообщить, что в развитие проекта «Гордость ЗА Беларусь», который мы проводили совместно с газетой «СБ. Беларусь сегодня» в 2020-м, аналитический центр EcooM обратил внимание, что в нынешнем году указом Президента утверждена новая редакция Государственного герба — однако обновленный герб пока отсутствует в государственных кабинетах и общественных местах. Да и в продаже. И мы предприняли определенные усилия, чтобы он появился — а для этого чтобы сперва появилась предусмотренная указом объемная модель обновленного герба. Ранее такую модель изготовляли скульпторы вручную, но по согласованию с членами Геральдического совета при Президенте и с Департаментом по архивам и делопроизводству Министерства юстиции, с коллегами из компании «ГРАЙ» (Ганарыся Рэчамi Айчыны) мы изготовили объемную модель из уникального национального материала — беловежского дуба, которую уже можно использовать как эталон Государственного герба.
Кстати, первыми ее снимки увидят на этой неделе читатели «СБ. Беларусь сегодня». Одновременно делается объемная модель Государственного герба из современного инновационного материала — «Поликерамики-ЭКО», разработанной нашими специалистами, очень точно передающей мельчайшие детали.
Мы договорились с нашим партнером о том, что будем развивать эту тематику. И от производства необходимых стране гербов перейдем к производству национальных сувениров и к не менее необходимой детской игрушке, которая будет исполнена в национальном стиле и колорите. Кстати, эта патриотическая «Азбука», в которой нашли место наши герб и флаг, разрабатывалась при активном участии Минского городского института развития образования, многих неравнодушных граждан страны.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!