Директор единственного в Беларуси предприятия по изготовлению одноразовой бумажной посуды для попкорна – лидского ООО «Киностар» – рассказал о предпочтениях покупателей, особенностях производства и о борьбе за рынки сбыта.
Станислав Робертович Загоренко встретил меня на въезде в Бердовку у здания бывшего магазина. Именно здесь 24 февраля 2014 года лидчанин запустил первый станок по изготовлению бумажных стаканчиков для сыпучих продуктов.
– «Киношной» истории с ответом, почему мой выбор пал именно на это производство, нет, – улыбается Станислав Робертович. – Но рынок бумажной посуды в Беларуси как тогда, так и сейчас практически отсутствует. На территории нашей страны существует порядка пяти мини-предприятий, сферой деятельности которых является изготовление и реализация бумажных стаканчиков для питьевых продуктов, в частности кофе. Отдельно посуду для попкорна мы, как и три года назад, по-прежнему в Беларуси изготавливаем единственные.
Несмотря на такую, казалось бы, монополию, отвоевывать рынки сбыта у зарубежных поставщиков: Польши, Китая, России, Украины – сложно. Они демпингуют цены за счет значительно меньших расходов в производстве.
– В Беларуси нет своей ламинированной бумаги, мы закупаем ее за границей, – пояснил директор ООО «Киностар» Станислав Загоренко. – Следовательно, цена на стаканчик автоматически возрастает. Дороже у нас и те же энергоресурсы, расходы на которые также влияют на итоговую стоимость изделия. Хотя качество нашего, белорусского, стаканчика ничем не уступает импортному. Об этом мы не раз слышали на различных специализированных выставках.
Несмотря на сложности, ООО «Киностар» ежегодно наращивает объемы производства. Сегодня свою продукцию – бумажные стаканчики для попкорна и кофе – оно поставляет во все области нашей страны, а также экспортирует в Москву и Омск. Российский рынок «брыкается», но лидчане держатся за него, не отпускают. «Тяжело, но уходить нельзя, так как второй возможности заявить о себе не будет», – рассуждает Станислав Робертович.
Бумажный стаканчик – товар сезонный. В жару на него спрос больший, нежели в осенне-зимний период. Оно и понятно: весной и летом работает выездная торговля, молодежь активно отдыхает на свежем воздухе, прогуливаясь с кофе «с собой», спешит в кинотеатры, где обязательно берет попкорн. Чтобы зимой предприятие не простаивало, его директор «додумал» еще одно направление: с конца 2014 года здесь вдобавок изготавливают вкусовые смеси для глазирования попкорна и кукурузных палочек.
– До нас в Беларуси этого никто не делал, – прокомментировал Станислав Робертович, – не делает и сейчас. Сухие смеси в основном экспортируются. Нашими же постоянными клиентами являются ОАО «Лидапищеконцентраты», ООО «ВитаПродСервис», минская сеть магазинов «Корона» и кинотеатры республики – это из крупных. Сотрудничаем также с мелкими предприятиями и частниками.
ООО «Киностар» работает по принципу «утром деньги – вечером стулья», то есть под заказ. Если говорить конкретно о вкусовых смесях, то они имеют короткий срок годности, следовательно, запасаться ими впрок в принципе нецелесообразно. Бумажные же стаканчики многие клиенты заказывают со своим логотипом, как, например, Белорусский государственный цирк, или под конкретное событие, например под премьеру определенного фильма.
– Но чаще всего мы делаем нейтральную печать, – продолжил Станислав Загоренко. – Заметили тенденцию: россияне предпочитают универсальную «классику», то есть простой рисунок с надписью «попкорн». Белорусские же клиенты отдают предпочтение «мультяшной» печати.
О том, что не получилось
Ассортимент выпускаемой ООО «Киностар» продукции сегодня значительно больше, чем три года назад. В каталоге однослойные стаканчики разного объема для чая и кофе, попкорна, мороженого. К слову, бумажные креманки для мороженого, кроме лидского предприятия, в Беларуси также никто не выпускает.
В начале пути ООО «Киностар» в этом списке были еще и стаканчики с двойной стенкой для горячих напитков, которые отличались большей прочностью и безопасностью. Однако их производство оказалось нерентабельным.
– «Двойные» стаканчики у нас в основном брали элитные кофейни, чтобы, так сказать, «держать марку» перед потребителем, – пояснил Станислав Загоренко. – Однако стоимость кофе в таких заведениях и без того немаленькая, а наш стаканчик еще больше ее поднимал, поэтому спрос на изделия сошел на нет. Спустя год после покупки оборудование для изготовления стаканчиков с двойной стенкой нам пришлось продать.
О поисках
Директор ООО «Киностар» Станислав Загоренко рассказал, как рассматривал вариант изготовления также пластмассовых крышек на бумажные стаканчики. Однако, просчитав все нюансы, выяснил, что это нерентабельно: станок окупился бы не раньше, чем через 12 лет. Поэтому от данной идеи пришлось отказаться. «Но я постоянно думаю о том, какое еще производство открыть на базе уже существующего. Точно знаю: оно так или иначе будет связано с киноиндустрией, то есть с попкорном», – сказал предприниматель.
По итогам Национального конкурса «Предприниматель года-2017» ООО «Киностар» признано одним из лучших в номинации «Эффективный бизнес в сфере производства».