26 апреля для ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС на ОАО «Мостовдрев» согласно коллективному договору объявлен оплачиваемый выходной день. Им оказывается материальная помощь.
Поэтому в этот день мы встретились с диспетчером пожарной службы предприятия Владимиром Кучуном у него дома.
Владимир Иосифович и его жена Мария Станиславовна – представители среднего поколения династии деревообработчиков Кучунов. На «Мостовдреве» трудились представители старшего поколения Иосиф Лукьянович и Мария Михайловна. Муж работал в мебельном цехе, а жена – в цехе ГКД. На предприятие пришёл слесарем-ремонтником их сын Владимир, жена которого трудилась в том же цехе ГКД, где и когда-то работала мать. Теперь Мария Станиславовна на заслуженном отдыхе. А в цехе МДФ трудится оператором их старший сын Павел.
Семья Владимира и Марии купила себе в Малых Степанишках под дачу небольшой домик, благоустроила его, имеет приусадебный участок. Вот и в этот представленный предприятием выходной они собирались отдохнуть и поработать там. Но что-то задождилось, и Владимир Иосифович взял в руки хорошую книгу…
Поговорили о чернобыльских делах. Владимир Иосифович смотрел по телевидению передачу с участием председателя Палаты представителей Владимира Андрейченко, который сказал, что регионы, пострадавшие от аварии на ЧАЭС, устойчиво развиваются, растёт вклад их в экономику страны.
– Последствия тех событий тяжким бременем легли на плечи молодого белорусского государства, – сказал Владимир Андрейченко. – Многие задачи решались впервые, а главной ценностью всегда оставались люди.
– Всё так и есть, – отметил Владимир Кучун. – В мае 1987 года я был призван на военные сборы и направлен в Костюковичский район Могилёвской области ликвидировать последствия аварии. Здесь был высокий уровень радиоактивного загрязнения. Как его понизить? Ведь многие задачи действительно решались впервые. Вот и мы бульдозерами снимали верхний слой заражённой радионуклидами земли, грузили её экскаваторами на машины и отвозили для захоронения. Снимали грунт с улиц и вокруг мест массового пребывания людей: школ, магазинов, клубов, почты и других. Работу завершали в одном населённом пункте, переезжали в другой. Трудились до глубокой осени.
– Понимали, что есть опасность радиоактивного заражения?
– Определённые меры защиты военнослужащих батальона химической защиты, где я служил, принимались. Командование за этим строго следило. Но тогда мы меньше думали о себе, больше чувствовали боль за потерпевших людей. Так были воспитаны в Советском Союзе. Хотя видели, что дозиметры зашкаливают, но и тогда работы по дезактивации шли полным ходом. Особенно деревня Самотевичи, где было полторы тысячи домов, навсегда останется в моей памяти. Чем можно было Родине, я помог. Приятно, что на нашем «Мостовдреве» это ценят и понимают. Вот предоставили нам, чернобыльцам, оплачиваемый выходной день. В трудной ситуации всегда помогают. Я рад, что уже третье поколение из нашей семьи Кучунов трудится на этом предприятии. А подрастает уже четвёртое. Радуют нас с Марией Станиславовной внучки София и Ульяна. София старается хорошо учиться и успешно занимается баскетболом.
– Вы много лет трудились слесарем-ремонтником фанерного цеха, а теперь являетесь диспетчером пожарной службы предприятия…
– Работа не менее ответственная, – сказал Владимир Иосифович. – Сюда идёт информация со всех цехов и участков о состоянии противопожарных дел. Иногда принимать решение надо за секунды. Понимаю важность дела и справляюсь.
А чернобыльские дела навсегда останутся в памяти тех, кто там был, кто выполнил свой долг.
Станислав ЗВЕРОВИЧ
Фото автора
Оперативные и актуальные новости в нашем Telegram-канале
Подписывайтесь по ссылке
#Чернобыльская_АЭС #авария #Мостовщина
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад