Скорее бы принесли почту! Сегодня должно прийти письмо из института, ответ из приёмной комиссии. Поступила или нет? Мучительное ожидание… Сама себе твержу: «Должна поступить, я же сдала экзамены на две четвёрки и две пятёрки»! Но это же истфак! Восемь человек на место!
Наконец-то! Открываю письмо, читаю… Нет! Не может быть! «Не прошли по конкурсу»!
Второй год подряд неудача! Что люди скажут? Школу закончила на одни пятёрки, а экзамены завалила! Стыд какой, позор!
Сколько слёз было выплакано! Родители за меня уже волноваться стали: две недели никуда не выхожу, даже в магазин. Никакие уговоры не помогали. Последнее средство – звонок Тамаре Яковлевне Жмайлик, бывшему классному руководителю дочери.
Через час Тамара Яковлевна у нас дома. Я не помню, какие слова она мне говорила, но я успокоилась. А самое главное: она взяла меня за руку и повела в город… Земля из-под ног не ушла, небо на голову не упало, никто камнем в меня не бросил! Не поступила в этом году, поступишь в следующем! А может быть, тебе Бог даёт возможность проверить себя: туда ли ты идёшь, твоё ли это дело? Проверяет твоё упорство, твою веру?
Тамара Яковлевна за несколько часов вылечила меня, заставив поверить в себя.
Дорогой мой человек! Спасибо Вам за всё, что Вы сделали для меня и для сотен других своих учеников! Вы себя не жалели! Сердца Вашего хватило на всех! Я это знаю не понаслышке! Я видела стопки писем и открыток от Ваших выпускников и учеников, которых Вы учили в Скрибовцах, Семашках, в Мостах! Сколько людей Вам благодарны за Ваш труд, за Вашу справедливость и любовь к детям. Эта любовь – не потакание и попустительство своим ученикам, не заигрывание с ними и снисхождение к ним, а требовательность и честность, внимание и умение даже самого большого лодыря заставить работать. Если Вы видели старание, то всегда его поддерживали, даже если математика была совсем не под силу человеку! Ваши выпускники выдерживали экзамены и повергали в шок своими знаниями преподавателей даже за границей!
Новогрудская земля дала человечеству и Адама Мицкевича, и Игнатия Домейку, и Яна Чечота, и нашу Тамару Яковлевну.
В д. Подкосовье когда-то Любчанского, а теперь Новогрудского района жила семья Путричей. Её голова, Яков Степанович, хоть и закончил только три класса школы, но пользовался авторитетом во всей округе. Лучшего ветеринара-самоучку было не найти!
Жена, Ольга Фоминична, грамотой не владела, но в колхозе была одной из лучших звеньевых по выращиванию табака. Главным её достоинством была добродетель. Она всегда всем хотела помочь. Одна из её невесток говорила о своей свекрови: «Мама-ангел»! Под одной крышей с родителями жили двое сыновей со своими семьями и ещё пятеро детей! И никаких ссор между ними не было. Главная заслуга в этом была Ольги Фоминичны.
Эта семья была настоящей! Двое взрослых родителей и семеро детей: Иван, Евгений, Михаил, Нина, Василий и, наконец, Тамара, которая родилась 10 декабря 1936 года.
Детство прошло быстро, война ускорила его уход. Ивана и Евгения она забрала у семьи навсегда.
Иван, коммунист, с тремя своими друзьями добровольцем ушёл на фронт. 14 декабря у него родилась дочь, а 21 декабря он распрощался с семьёй. Погиб под Чаусами во время вражеской бомбёжки.
Евгений был призван в армию после освобождения Беларуси, в 1944 году. Последнее его письмо пришло домой 15 апреля 1945 года: «Перейдём Вислу, возьмём Берлин, а потом – домой!» До конца войны оставалось 24 дня. Но Победу уже праздновали без него…
Когда началась война, маленькой Тамаре было только пять лет, но детская память хранит многое. Известно, что фашисты, оккупируя советские земли, в первую очередь уничтожали коммунистов. Так как старший сын Якова Степановича Путрича, Иван, был партийным, его семья была под особым контролем гитлеровцев. Ни одной ночи она не ночевала дома. «Зимой, - вспоминает Тамара Яковлевна, - снега море! Мама вырывала в снегу буду, застилала дерюгой, и мы укладывались спать. В соседней деревне Щорсы в парке каждый день немцы расстреливали подозрительных новой власти людей. И когда в деревне появились полицаи, все ожидали новых арестов. Отец скрылся у своей сестры, которая жила неподалёку». Как сейчас, Тамара Яковлевна слышит разговор в доме:
- Где муж?
- Не знаю, куда-то вышел.
- Если не явится, расстреляем вас и дочку!
Маленькая Тамара выбежала из дома и, чтобы никто не видел, помчалась к лугу, где паслись коровы. Скрываясь между ними, добежала к папе, всё ему рассказала. Конечно, тот сразу поспешил домой.
«Мужчина в немецкой форме приказал отцу собираться. Мама засуетилась, стала собирать на стол, пригласила непрошеных гостей покушать, предложила бутылку самогонки. Это так смутило полицаев! «Мы пришли за вашим хозяином, а вы усаживаете нас за стол?» Один из них успокоил маму, сказал, что отца не расстреляют, а куда-то повезут.
Привезли в школу. Три дня мы дежурили у ворот, дожидаясь приговора. А потом отца с другими мужчинами погрузили на машину и увезли в неизвестном направлении.
Как оказалось позже, папа попал в немецкий концлагерь под Ленинградом. Жил в сарае, спал на соломе, работал в лесу. Молодой бы здесь не выдержал! Тяжёлые работы, суп из картофельных очисток… Если человека покидали силы, немцы добивали несчастного палками и сбрасывали в яму.
Он часто вспоминал случай, который помог ему бежать. Однажды он подошёл к костру, у которого грелись конвоиры, подбросил хвороста в огонь. Те предложили ему сесть. Отец уже с жизнью попрощался, думал, что сейчас пристрелят. Но тем интересно было узнать, кто он и откуда, как попал в концлагерь. Когда услышали, что он предложил себя вместо четырнадцатилетнего сына на каторжные работы, одобрительно закивали головами. Один из надсмотрщиков протянул отцу кусок хлеба, смазанного смальцем. И подкармливал его не один день. А через некоторое время папе удалось незаметно уйти в лес. Кто знает, может быть, тот конвоир не одного человека спас?
Отцу удалось добраться до ближайшей деревни, попасть к партизанам, встретить там своего земляка, а через некоторое время пешком вернуться домой совершенно больным, но живым! Какое это было счастье для всех!»
Видела маленькая девочка и смерть.
Осень. Соседка копает картошку. Ей помогает брат. Приходят полицаи, хватают женщину и мужчину, ведут на луг, возвращаются назад. Сосед был прекрасным садоводом, насадил много ёлочек в конце огорода. Вот здесь-то, в этих ёлочках, и расстреляли брата и сестру. Забрали лошадь и корову.
Смерть была повсюду. Никто не знал, что может произойти через час или минуту…
После войны нужно было учиться. Семилетку Тамара Яковлевна закончила в деревне Лозки на «отлично». В тёплое время в школу бегала босиком, в холодное – в лаптях и валенках. В восьмой класс мама купила дочери сапоги, но только 41 размера, других не было. А Тамара носила обувь 36 размера. В девятый класс пошла в модных резиновых сапогах. Вот радости-то было! Школа была в соседней деревне Негневичи. Учителя радовались успехам девочки, ведь она шла на золотую медаль! Но однажды на уроке математики Тамара уснула. Оказалось – малокровие. Всю вторую четверть десятого класса девочка пролежала в больнице. Появились четвёрки, о медали не могло быть и речи. Можно было остаться на второй год, сам директор школы Михаил Гаврилович Миленкевич, будущий министр Просвещения БССР, уговаривал. Но Тамара Яковлевна не согласилась.
Будущую профессию выбирали вместе с отцом. Медицинский или на педагогический? Отец посоветовал пойти на физмат в педагогический институт.
После окончания Барановичского учительского института хотелось вернуться к себе на родину, но там не было мест. Направили в Желудокский район. Заведующий РОНО, увидев Тамару Яковлевну, поинтересовался, сколько классов закончила девушка: семь или десять? В то время после окончания школы с хорошим аттестатом можно было устроиться пионервожатой в школу. Когда увидел диплом об окончании института, был озадачен. Перед ним стояла худенькая, небольшого роста девчушка. Как же она справится с работой? Пожалев, предложил остаться в Желудке. Но ведь Тамаре Яковлевне нужна была не лёгкая работа, а хороший педагогический опыт, требовательный директор. Ей хотелось испытать себя, трудности девушку не пугали.
Директор Скрибовской школы встретила молодую учительницу так же, как и заведующий РОНО: «Вы к нам документы принесли в восьмой класс?» Позже она рассказала Тамаре Яковлевне о своих волнениях в отношении нового учителя: «Я провожаю её на квартиру и думаю, что я буду с этим дитём делать? Буду сидеть на уроках – будут слушать ученики, нет – вынесут вместе с дверьми! Оказалось - наоборот».
Ученики не только слушали молодую учительницу, но и очень любили, уважали, а многие и боялись. Она отвечала им тем же. И пела с ними, и танцевала, ведь была ещё и классным руководителем 7 «А» класса.
В августе следующего года зав. РОНО объявил Тамаре Яковлевне о переводе её завучем в семилетнюю школу в д. Семашки. Плачь-не плачь, а подчиниться нужно.
Не было бы этого перевода, возможно, и не встретила бы девушка свою судьбу: Владимира Викентьевича Жмайлика, красивого парня, главного инженера Желудокского ремонтного завода. Пара была, как с обложки журнала! Он – высокий, широкоплечий, стройный, как дубочек! Она – маленькая, хрупкая, худенькая, как берёзка! Сыграли свадьбу. Жили в здании школы, в одном из классов. Позже Владимиру Викентьевичу дали квартиру в Скрибовцах. В 1965 году Тамара Яковлевна возвращается в Скрибовскую школу, а в 1975 году за мужем едет в Мосты. За это время она успела заочно закончить Брестский педагогический институт, родить сыновей, заслужить любовь и уважение своих учеников и их родителей.
В 1977 году в Мостах открылась средняя школа №5. Мой класс был расформирован. Я попала в 7 «А» класс к Тамаре Яковлевне Жмайлик. Страха было просто жуть! О Тамаре Яковлевне говорили, что она не просто строгая, а ужасно строгая! Да, на уроках у неё была такая дисциплина, что комара можно было услышать. Но как она объясняла материал! А как элегантно она выглядела! Всегда с причёской, в модном платье, красивых туфельках! Она могла тебя и отругать, и пожалеть, и помочь, и защитить. А какие у нас были классные «Огоньки» на 8-е Марта и 23 февраля! Мы ходили в походы, собирали макулатуру и металлолом, даже спорили со своим классным руководителем! Мы её и боялись, и уважали, и любили. Особенно хорошо мы это поняли после окончания школы. Нам так не хватало своего классного руководителя! Нужно решить жизненно важный вопрос: вступать ли в ряды КПСС, выйти ли замуж – мы за советом к Тамаре Яковлевне. И так все 36 лет, как мы окончили школу. И сами взрослыми стали, и детей женили и замуж выдали, и внуков имеем, а всё равно советуемся с нашим дорогим человеком.
Жмайлик Тамара Яковлевна является учителем-методистом, награждена множеством грамот и благодарственных писем различного уровня. Подписывая Республиканскую грамоту Тамаре Яковлевне Жмайлик, министр образования Минкевич Михаил Гаврилович, не знал, что подписывает грамоту своей бывшей выпускнице, которой очень гордился в школе, которой очень гордился после окончания ею учительского института. Однажды посетив её урок, он сказал: «Я спокоен за учеников, которые будут учиться у Путрич Тамары Яковлевны».
Гордостью Тамары Яковлевны и Владимира Викентьевича Жмайликов являются их сыновья: Владимир и Михаил. Оба закончили школу с золотой медалью, оба поступили и закончили высшее Минское Военно-инженерное зенитно-ракетное училище. Они – образец подражания как по отношению к родителям, так и по отношению к своим профессиональным обязанностям.
Михаил местом службы выбрал Хабаровский край. Никогда не посылал рядового солдата на ответственное задание, не проверив сам всё от и до. Он был в ответе за каждого в отдельности перед их родителями и Родиной. За это его и уважали. Михаил Владимирович Жмайлик погиб при исполнении служебных обязанностей. Но у него есть продолжение: сын Роман и дочь Ольга. Роман закончил Белорусский университет международных отношений, экономист. Ольга заканчивает Минский государственный педагогический университет им. М.Танка, она – будущий психолог.
Владимир служил в Калининградской области, в г.Неман, в 1993 году в связи с гибелью брата перевёлся в Беларусь. Нужно было поддержать родителей, это стало главным делом его жизни. В Лиде вакансии по должности майора не было, но Владимир готов был служить в должности младшего лейтенанта, лишь бы только ближе к дому. К его счастью, начальник в это время решал какой-то очень важный вопрос и озвучил его. Подчинённые не могли справиться с задачей, и Владимир Владимирович предложил свою помощь. После этого его не только приняли в полк, но и предложили должность заместителя командира. После ликвидации полка в Лиде Владимир Владимирович был переведён в Фаниполь в той же должности. После очередных учений, где его полк занял первое место, Владимир Владимирович был назначен заместителем командующего по вооружению Северо-Западным тактически-оперативным командованием войск ВВС и ПВО. Его продолжение – сын Михаил. Он закончил БНТУ, инженер-экономист.
Дорогая, любимая наша Тамара Яковлевна! Поздравляем Вас с юбилеем! Желаем Вам здоровья, душевного тепла, Божией помощи и ещё долго-долго радовать своих внуков и всех нас тем, что Вы есть. Спасибо Вам от всех выпускников и особенно от Вашего 10 «А» класса 1981 года выпуска!
Н. ГАНЦЕВИЧ,
руководитель историко-краеведческого музея, учитель истории ГУО «Средняя школа №2 г. Мосты»
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад