
Во время районной августовской педагогической конференции актуально звучала тема доступности и качества образования детей с особенностями психофизического развития. Успешный опыт данной работы накоплен в средней школе №5 г. Мосты имени В. Л. Володося.
Вот что отметила её директор Татьяна Легеза:
– Наша школа с 2009 года выступает опорным учреждением образования по интегрированному обучению и воспитанию на уровне общего среднего образования, являясь составляющей в системе специального образования района.
Система специального образования базируется на признании ценности совместной деятельности и общения детей с особенностями психофизического развития и их здоровых сверстников. Идея толерантности сменяется уважением, главенством идеи человеческой полезности и культуры человеческого достоинства.
В нашем учреждении в 2024-2025 учебном году обучался 821 учащийся, из них 105 детей с особенностями психофизического развития (в том числе 5 детей – инвалидов с ОПФР). С целью удовлетворения особых образовательных потребностей данных учащихся в школе реализуется спектр учебных программ специального образования. Школа на 100 процентов обеспечена учителями-дефектологами, имеющими специальное образование. Они создают рабочие тетради для учащихся, чтобы обеспечить доступность учебного материала и поддержать индивидуальное развитие.
Одним из подходов инклюзивного образования является создание адаптивной образовательной, в том числе безбарьерной среды. В нашей школе создана доступная среда со средним уровнем доступности. Осуществляется бесплатная перевозка детей к месту учёбы и обратно. Обеспечиваются условия для дополнительного образования, что даёт возможность детям с ОПФР попробовать свои силы, развивать свои способности и возможности, занимаясь совместно с ровесниками художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, культурно-досуговой и другими видами деятельности.
Принцип инклюзии реализуется и при формировании групп продлённого дня, обеспечивая равные возможности для участия в деятельности и взаимодействии с другими детьми.
Общими усилиями педагога, родителей и дефектолога создаётся благоприятная для детей среда, которая позволяет каждому двигаться в зоне максимальных возможностей, не испытывая дискомфорта от пребывания среди преуспевающих сверстников. И здесь от всех нас требуется терпение, такт, невербальные формы общения, что позволит ребёнку получить эмоциональную поддержку и желание учиться.
Наталья ШЕВЧИК
Фото автора
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад