Непростая история прямо сейчас разворачивается в Слонимском районе. Семья Гончарук, в которой у обоих родителей диагностированы психические отклонения, настаивает на своем праве самостоятельно воспитывать дочерей: годовалую Настю и маленькую Катюшу, которой сейчас всего месяц от роду. Старшую девочку передали органам опеки и попечительства спустя 2 месяца после рождения по решению районного суда. Второй ребенок находится на лечении в Гродно после домашних родов. Недавно супругам удалось собрать под своим обращением с просьбой вернуть детей более 150 подписей. Ситуация вызвала большой общественный резонанс. Наш собственный корреспондент решила разобраться в ней на месте событий.
C Татьяной Гончарук, 23-летней мамой двоих маленьких детей, мы встретились у нее дома в деревне Петралевичи–2. Папа малышек Дмитрий — на работе. В комнатах относительно чисто. Все члены семьи — открыты и доброжелательны. Для того чтобы войти в курс дела, я попросила собеседницу рассказать о своей жизни. Та с готовностью начала описывать день, предшествовавший домашним родам: как болел живот, что она в это время делала, как не посчитала нужным вызвать «скорую» и как случайно вошедшая в комнату бабушка обнаружила новорожденного малыша на кровати, на которую Таня прилегла от невыносимой боли. На просьбу рассказать о более ранних событиях — монолог о школьных годах, учебе в колледже и работе при монастыре.
— Неужели не о чем еще вспомнить, больше никаких событий в вашей жизни не было? — удивляюсь я.
— Нет, — пожимает плечами собеседница.
— Вы же год назад родили еще одного ребенка... Наверное, просто забыли сказать?
— Да, я забыла. Был еще один ребенок, ей сейчас год и три месяца, — деловито уточняет Татьяна.
Мне пришлось самой напомнить Татьяне, что сейчас ее семья активно борется за возвращение детей в семью. Поскольку мама с папой не лишены родительских прав, теоретически у них есть такая возможность. Но для этого необходимо доказать владение элементарными навыками ухода за маленькими детьми. Поэтому задаю следующий вопрос:
— Если бы сейчас вам вернули ребенка, сколько раз в день вы бы его кормили?
— Полтора раза? — после мучительных сомнений Татьяна пробует попасть в правильный ответ случайной цифрой.
— А что бы готовили?
— Сварила бы макароны и на сковородке с сосисками и маслом поджарила.
— Это на обед. А на ужин что?
— Пироги? — и снова вопросительный взгляд: правильный ответ или нет?..
Так же мало Татьяна знала и об остальных аспектах воспитания: прогулках, сне, уходе и развитии малышей. Заведующий сектором органов опеки и попечительства отдела образования Слонимского райисполкома Ядвига Бута вынуждена констатировать, что социальные навыки у обоих родителей в полной мере не сформированы:
— Они не понимают, что ребенку надо что–то покупать: одежду, продукты. Мама способна почистить картошку или нарезать продукты для салата, но в силу особенностей психики самостоятельно приготовить ничего не сможет.
Коллективное обращение жителей Слонимского района с требованием вернуть Гончарукам их детей стало причиной для подробного изучения ситуации в областной прокуратуре. Всплыли шокирующие факты, о которых умалчивалось в резонансном письме. Оказалось, что отец маленьких девочек 9 из 27 лет своей жизни провел за решеткой. Первый раз — за насильственные действия сексуального характера с применением ножа, второй раз — за грабеж и попытку изнасилования в отношении несовершеннолетней. Также неоднократно привлекался к административной ответственности, в том числе и за эксгибиционизм. Позже объяснял свое поведение... «желанием жениться».
В колонии зарекомендовал себя как «лживый, беспринципный, хитрый, изворотливый и неисполнительный» — это цитата личностной характеристики. Похожие отзывы — и с нынешнего места работы: «...к работе относится недобросовестно, постоянно опаздывает, выходы носят нерегулярный характер».
Старший помощник прокурора по Гродненской области Светлана Нанкевич приходит к однозначному выводу:
— Проверка показала, что действия госорганов Слонимского района в отношении семьи Гончарук являлись правомерными и принимались исключительно в интересах детей.
Да и какой здравомыслящий человек со спокойным сердцем отдаст малюток в семью, когда у мамы не сформированы элементарные навыки ухода, а отец зарекомендовал себя как человек с асоциальным поведением? Вот и судья Слонимского районного суда Александр Ярмолик после детального изучения всех фактов год назад принял решение: ребенок Татьяны и Дмитрия Гончарук должен находиться под опекой государства:
— Наличие любой болезни у родителей не является причиной отнимать у них детей. Да, есть постановление Минздрава о болезнях, препятствующих выполнению родительских обязанностей, но это только основание не взыскивать в доход государства с родителей деньги за гособеспечение детей. Но закон говорит: изъять ребенка из семьи можно, если пребывание там опасно для него. Если мать не понимает, что ребенка надо кормить, одевать, развивать, а отец был неоднократно судим за преступления в сфере половой неприкосновенности... Здесь очень важно не совершить ошибку. Да, родители имеют право воспитывать детей, но и ребенок имеет право получить достойное воспитание.
Уже после опубликования в местной газете, которая относит себя к разряду так называемых независимых СМИ, открытого обращения жителей Слонимщины в поддержку Гончаруков стало известно: страдающая умственной отсталостью мама в окружении не совсем здоровых родственников дома родила недоношенную девочку. Целый день Татьяна жаловалась близким, что у нее болит живот. Но находившиеся рядом с ней четверо взрослых людей — муж, мать, отец и бабушка — не стали вызывать скорую помощь. Они посоветовали ей пойти полежать. Даже после того как отошли воды, никто не понял, что женщина рожает, — об этом говорит заместитель главного врача Слонимской ЦРБ по детству и родовспоможению Наталья Ризванович:
— Вторые роды показали, что Татьяна даже не понимала того, что рожает. Не понимали этого и родственники, которые находились с ней рядом целый день. Когда бригада прибыла в дом, ребенок уже родился, получил переохлаждение.
Медикам удалось сохранить жизнь младенцу. Успели. Новорожденная была доставлена в реанимационное отделение с целым перечнем серьезных заболеваний. Как сложится судьба спасенной малышки — сегодня это зависит только от здравомыслия взрослых. Вариантов развития событий здесь два: государственная опека или возвращение в родную семью. Первый, без сомнения, гарантирует младенцу безопасность — сейчас и в дальнейшем. Можно ли быть уверенным в том же после передачи девочки родителям? Вопрос... А если с ребенком что–то случится и никто не успеет прийти на помощь? Смогут ли тогда простить себе ошибку те, кто готовил и подписывал громкое обращение от имени этой семьи?..
КОГДА УПУЩЕНО ВРЕМЯ...
• В 2010 году мать, жительница Щучинского района, с диагнозом легкая умственная отсталость признана виновной в убийстве с особой жестокостью своего годовалого сына. Она избила ребенка до смерти и спрятала тело в кустах. Приговорена к 15 годам лишения свободы.
• В 2013 году к 11 годам лишения свободы также в Гродненской области осуждена мать, задушившая своего новорожденного ребенка. Эксперты установили, что во время убийства она обнаруживала признаки расстройства личности.
• В октябре 2012 года уголовное дело по факту причинения смерти по неосторожности возбуждено в отношении отца, который случайно ударил свою 4–месячную дочь головой об угол детской кроватки. При этом установлено, что оба родителя страдали психическими расстройствами.
• В апреле 2016 года возбуждено уголовное дело в отношении матери из Сморгонского района, которая, прогуливаясь с 4–летним сыном вдоль реки, не предприняла мер к спасению упавшего в воду ребенка. Мальчик утонул. Незадолго до этого у нее была выявлена параноидальная шизофрения.
• Приговором от 2016 года за развратные действия, организацию изнасилования, иных действий сексуального характера в отношении 14–летней дочери, а также за принуждение к занятию проституцией к 13,5 года лишения свободы приговорена жительница Лидского района. В ходе расследования уголовного дела у нее были обнаружены признаки смешанного расстройства личности.
• За изнасилование и насильственные действия сексуального характера в отношении 11–летней дочери к 12 годам лишения свободы осужден житель Гродненского района. Следствие установило: несмотря на то что мать страдала умственной отсталостью и не могла обеспечивать должный уход за детьми, в семье воспитывались четверо детей. Отец злоупотреблял спиртным. Отсутствие должного ухода привело к задержке в развитии детей.
Сведения предоставлены прокуратурой Гродненской области.