Прекрасные девушки в бальных платьях и галантные кавалеры в фраках и сюртуках на какое-то время стали как будто вполне привычными на одной из центральных улиц города - будто у дам в ридикюлях никогда и не было айфонов. На час дом-музей Элизы Ожешко стал машиной времени, переместившей нас на рубеж XIX и XX веков, и прямиком на бал у знаменитой гродненской писательницы.
– Летний бал проходит в городе над Неманом уже в третий раз, а в этом году он наряду с международными ожешковскими чтениями вошел в культурно-развлекательную программу грядущих II Европейских игр. Это событие почти один из брендов Гродно - уже традиция в июне видеть на улице Ожешко кавалеров и дам прямиком со страниц произведений талантливой писательницы, – рассказала директор областной научной библиотеки имени Е.Ф.Карского Лидия Мальцева. – Элиза Ожешко оставила огромный след в гродненской истории, став одним из символов нашего города. Балы, что проводила писательница, объединяли лучших людей Гродно того времени. Три года назад мы решили возродить эту традицию, тем самым пытаясь привлечь внимание молодежи и напомнить о том замечательном времени: как тогда одевались, говорили и играли люди.
Бал открыли приветственным словом самой Элизы, которую на несколько минут вернула к нам председатель Гродненского областного отделения Союза писателей Беларуси Людмила Кебич. И, следуя традиции балов, первым танцем для всех участников стал полонез. Вслед за ним полилась полька, котильон, ну, и какой же бал обходится без вальса? Да и в принципе, время романтики, элегантного слога и манер полностью захватило центр Гродно: зрители услышали и трогательные романсы на стихи Пушкина, и даже сыграли в одну из самых забавных игр карнавалов и балов – фанты.
Несмотря на то, что ни один из участников бала не был профессиональным танцором, все пары двигались плавно и синхронно. Многие прохожие останавливались, очарованные балом, и оставались до конца мероприятия. Селфи и фото, пожалуй, уже стоит искать в Инстаграме.
Один дуэт в особенности восхитил зрителей своими па и достоверными костюмами. Молодой человек в элегантном фраке и обаятельная девушка с замысловатой прической как будто сошли к нам с картин девятнадцатого века и стали своеобразной визитной карточкой мероприятия. Ими были двое гродненцев: Никита Ивановский и Полина Морозова.
– Моя спутница сейчас отдыхает: несколько танцев подряд в такую жару способны утомить кого угодно, – извиняется за отсутствие девушки кавалер. – Мы с Полиной принимали участие во всех трех балах, посвященных Элизе Ожешко. В предыдущих даже был одним из организаторов: помогал ставить танцевальные номера и подбирал костюмы. В этот раз очутился в Гродно совершенно спонтанно: за несколько дней до мероприятия сделали предложение, от которого я не смог отказаться,– смеется Никита. –Есть в планах и расширение формата: открыть его, например, сценой приезда королевской четы на бал. Правда, для этого придется перекрыть улицу. Или идея организовать бал в два этапа: возле дома писательницы провести танцы днем, а уже в Новом замке после смены нарядов сделать самую торжественную и красивую часть мероприятия. Неимоверно хочется провести мероприятие с размахом, достойное королевского города, которым Гродно когда-то и являлся.
Те, кто сполна насладился танцами, могли сфотографироваться в интерьере того самого салона Элизы Ожешко или посетить разнообразные игровые зоны. Для тех, кто хотел признаться в чувствах своей спутнице, но никак не мог, работала цветочная почта: с помощью комбинаций различных цветов одним букетом передавали целую палитру эмоций.
И сам бал, и чтения благодаря безвизовому режиму посетили помимо белорусов гости из Польши, Литвы и России. Лидия Мальцева отметила, что за последние несколько лет количество иностранных туристов, посетивших дом-музей писательницы, увеличилось в несколько раз. В этом году их количество почти достигло десятитысячной отметки. Надеемся, что через год Гродно примет еще больше гостей, желающих прикоснуться к памяти великой писательницы.
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад