Многие знают Кондрата Крапиву только как главного баснописца в белорусской литературе. И лишь немногим известно, что в 18 лет он начал преподавать, участвовал в четырех войнах, разрабатывал словари и был делегатом от БССР на 1-й Генеральной Ассамблее ООН. Рассказываем о том, какую интересную и сложную жизнь прожил писатель, который, как и положено сатирику, на все проблемы смотрел с юмором.
Стать писателем не надеялся
Родился Кондрат Атрахович (Крапивой он назовется уже в сознательном возрасте) в обычной крестьянской семье, каких было немало в деревне Низок Узденского района. Мать и отец с утра до вечера трудились на земле. Та же судьба ожидала и Кондрата, но поскольку он с малых лет отличался пытливым умом, родители решили: сын должен получить образование. Так шестилетний мальчик отправился учиться в четырехклассное училище в Столбцы.
– По успеваемости Кондрат ничем не уступал детям из интеллигентных городских семей. Учиться ему нравилось, а больше всего завораживали книги: известно, что свободное время он коротал за поэзией Пушкина и других классиков. Стать писателем не надеялся: думал, что так же, как они, говорить о высоких материях не сможет. Но увидев, что его одноклассники пишут стихи, все же начал пробовать сочинять. Правда, никому свои произведения не показывал, – рассказал Кирилл Глот, руководитель музея белорусского классика, находящегося на базе Узденской средней школы №2 имени К. Крапивы.
После училища в Столбцах Кондрат отправляется в Койданово (нынешний Дзержинск), чтобы продолжить обучение. В 1913 году экстерном сдал экзамен на учителя, и уже через год 18-летний Крапива устроился педагогом в школу в деревне Мнишаны Воложинского района.
– Карьера учителя в те времена – стандартный путь для крестьянских детей, обученных грамоте. Это не требовало серьезных финансовых вложений, при этом профессия педагога считалась почетной, уважаемой, ее представители пользовались авторитетом у окружающих. К тому же она давала возможность продолжать просвещаться.
Везунчик Кондрат
Преподавательский путь будущего народного писателя прервала Первая мировая война: его призвали в армию. Поскольку Кондрат Крапива был человеком образованным, ему предложили отучиться в школе прапорщиков. После ее окончания он в 1916 году попал на румынский фронт. Оттуда Кондрат живым и здоровым вернулся в Узденский район, устроился на работу в школу. Но в 1919-м его снова мобилизовали в армию – для участия в советско-польской войне. Опять писатель попал в самое фронтовое пекло и вернулся оттуда невредимым.
– Складывается ощущение, что Крапиву оберегает ангел-хранитель. Мало того, что в двух военных кампаниях на передовой он обходится без серьезных ранений, в начале 30-х писатель еще и избегает репрессий, тогда как многие представители белорусской интеллигенции были объявлены врагами народа. Потом снова попадает на войну, на этот раз советско-финскую, участвует в боях на линии Маннергейма, где сложило голову множество советских солдат, и тоже остается невредимым. Невероятный случай.
Не винтовкой, а пером
Все это время Крапива занимается еще и филологией: изучает диалекты белорусского языка в разных регионах. Потом под его руководством в Институте языковедения при Академии наук БССР разрабатывают толковые словари. Также Кондрат Кондратович открывает в себе талант публициста, который особенно ярко проявляется в годы Великой Отечественной войны – четвертой в жизни Крапивы.
– Но в этот раз, как говорил он сам, оружием была не винтовка, а перо. Крапива в эвакуации участвовал в издании газеты «За Советскую Беларусь» и являлся ответственным секретарем газеты-плаката «Раздавим фашистскую гадину». Там сочинял подписи к карикатурам, которые поднимали моральный и боевой дух партизан и красноармейцев.
Несмотря на участие во многих сражениях, Крапиву не тянуло писать на эту тему. Он не любил даже рассказывать о войне.
– Считал ее горем, которого нужно избегать.
У самого Крапивы в 1942 году под Сталинградом погиб любимый сын Борис, утрату которого он тяжело переживал. Возможно, Кондрат Кондратович поэтому и не писал на военную тему: не хотел лишний раз себе бередить эту душевную рану, – предположил Кирилл Глот.
После окончания Великой Отечественной Крапива вернулся к научной деятельности в Академии наук БССР. В 1956 году он стал ее вице-президентом. Параллельно занимался творчеством. Особенно ярко, отмечает Кирилл Глот, талант белорусского классика раскрывается после смерти Сталина, когда появилось больше возможностей критиковать действительность:
– Допускалось высказываться о проблемах, бюрократических излишествах, некомпетентных людях во власти. Конечно, не открытым текстом, завуалированно. Своей сатирой Крапива хотел изменить что-то в жизни, потому что лучшим инструментом воздействия на общество считал драматургию.
Вне творчества Крапива был довольно жестким и требовательным человеком.
– Его коллеги по академии наук говорили, что Кондрат Кондратович мог грубо обойтись с ними, если его поручение не выполнили. Он не допускал поблажек в работе ни себе, ни другим. Родственники отмечали, что его сложно было назвать весельчаком. Видимо, весь его искрометный юмор ушел в творчество, которым он никогда не боялся кого-то задеть.
| Вадим БАННЫЙ, газета «7 дней».
| Фото Павла ОРЛОВСКОГО.
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад